Как родителям активно учавствовать в проблемах ребенка и не решать их за него. Что делать если ребенка обижают в садике

Подскажите, пожалуйста, как быть, если шестилетнюю дочку в садике обижают другие дети? Они подшучивают над ней и над тем, что и как она делает, толкают, где-то даже оставляют синяки. Как помочь ребёнку стать более уверенным в себе? Дочь очень застенчивая и часто обижается на детей, если они что-то сломают или посмеются над ней. Частенько дело доходит до слёз.

На вопрос, как помочь ребёнку, если его обижают другие дети, отвечает психолог Наталия Гончарова:

Судя по описанию, причина происходящего в застенчивости и ранимости вашей дочки. Вам следует сконцентрироваться на двух аспектах: развивать адекватную самооценку и научить правильно реагировать на обиды.

Помочь повысить самооценку и частично избавиться от застенчивости можно следующими способами:

  • Демонстрируйте безусловную любовь и принятие в рамках семьи. Обращайте внимание дочери на то, что есть люди, любящие и принимающие её такой, какая она есть.
  • Замечательно, если у девочки будут хорошие друзья, принимающие её. Это может быть даже один друг в садике или в другом месте. Такой социальный успех поможет ей чувствовать себя увереннее. Возможно, дочке сложно общаться именно в группе детей. Постарайтесь чаще организовывать индивидуальное общение со знакомыми, чтобы она завела друзей.
  • Старайтесь использовать меньше критики в отношении девочки, особенно не критикуйте её застенчивость и отношения с другими детьми.
  • Старайтесь не критиковать обидчиков дочери. Лучше попросите её проговаривать свои чувства, когда её кто-то обидел. Используйте активное слушание: проявляйте внимание к рассказу, но не высказывайте своё мнение. Спросите дочку, как она думает, почему так получилось. К сожалению, возможно, ваше негативное отношение к обидчикам (которое совершенно естественно для любящей мамы), делает ситуацию гораздо более критичной для девочки, чем она могла бы показаться не вовлечённым людям.
  • Ищите и подчёркивайте положительные качества дочери. Чтобы быть уверенными в себе, дети должны знать свои сильные стороны! Поэтому не забывайте говорить об этом. Старайтесь использовать конкретные, а не общие фразы.

Наиболее адекватной реакцией на обиду должно быть словестное выражение чувств и игнорирование. Но в случае физической обиды, обязательно обращение к взрослому.

Вы можете научить дочку высказывать своё недовольство (иногда детям сложно это даётся). Потренируйтесь дома говорить: «Это моя игрушка и мне неприятно, что ты её забрал» или «Мне не нравится, что ты надо мной смеёшься». Учите говорить эти фразы спокойным и уверенным тоном.

Игнорирование проявляется в том, чтобы не реагировать на мелкие неприятные замечания и действия. Объясните дочке, что, к сожалению, избыточная реакция часто влечёт за собой новые неприятные инциденты, но обидчик обычно теряет интерес, если на него не реагируют.

Учите дочку, что при физическом нападении обязательно обращаться к взрослому.

Если ситуация не изменится к лучшему, обратитесь к психологу. По описанию проблемы в сообщении не всегда возможно адекватно оценить ситуацию, при личной встрече психолог лучше поймёт причины происходящего. Попробуйте также обсудить с ситуацию с психологом в саду, если он есть.

Сейчас все чаще родители жалуются на то, что их ребенок обижает других малышей. Эта проблема существует как в детском саду, так и в школе и никто не застрахован от нее. В чем причина неконтролируемой агрессии вашего ребенка и почему она проявляется таким образом?

Причины поведения ребенка

Психологи выделяют несколько причин, по которым ваш ребенок может обижать других мальчиков и девочек. Чаще всего факторов такой неконтролируемой агрессии несколько и необходимо выявить те из них, которые влияют именно на ваше дитя. При необходимости можно сводить его к детскому или школьному психологу, если вы сделать этого самостоятельно не можете. Вот основные причины:

  1. Обратите внимания на друзей вашего малыша. Может кто-то из них отрицательно влияет на него.
  2. Пересмотрите ваши методы воспитания, если вы наказываете дитя агрессивно (порка, эмоциональный прессинг и т.д.)
  3. Может быть, у вас в семье частые конфликты и ссоры? Тогда нужно оградить вашего отпрыска от них. Но тут конечно правильней разобраться в себе .
  4. Возможно, что у вас с малышом отсутствует взаимопонимание или он недружен со своим братиком или сестричкой.
  5. Если папа часто ссорится с окружающими людьми, то ребенок воспринимает это как норму поведения в обществе и может перенести такое отношение на чужих детей.
  6. Малыш обижает своих сверстников в школе, если у него есть какие-то комплексы. Что делать? Необходимо посетить школьного психолога.

Почему ребенок дерется в садике?

На поведение мальчика или девочки огромную роль оказывают родители, братья и сестры. Если в семье не все благополучно, а агрессия и постоянные конфликты являются частым явлением, то нет ничего удивительного в том, что малыш принимает это за модель правильного поведения и старается делать так и в садике. Мало того, даже если вы шутите с вашим отпрыском и можете допустить (даже в шутку) агрессию по отношению к нему или к окружающим, то он опять же будет воспринимать это как норму.

Если ребенок часто обижает своих сверстников в садике, понаблюдайте за тем, какие передачи он любит смотреть по телевизору, возможно, здесь виноваты средства массовой информации. Сейчас и в обычных новостях много агрессии, что говорить о киногероях, которые решают свои проблемы с помощью кулаков или пистолета. Сегодня ваш ребенок посмотрел такой фильм, а завтра может пойти и попробовать решить свои проблемы в саду таким способом. Дело в том, что маленький человечек примеряет на себя все образы взрослых и их модели поведения, а то, что показывают по телевизору, для него автоматически становится нормой. Посмотрите эксперимент в коротком видео, про подражание детей и насилие:

Родителям следует знать, что малыш в таком возрасте не может сам определить, что является хорошим, а что является плохим. Именно потому что его психологическая система ещё не сформировалась, ребенок может обидеть своих ровесников в саду. Скорее всего ваше чадо просто не знает как выразить свои гнев, недовольство и обиду. Отсюда драки, таскание за волосы девочек и отбирание игрушек у других детей. В этом случае вам нужно с такой агрессией бороться.

Почему ребенок дерется в школе?

Ребенок школьного возраста уже не малыш и может, как сам издеваться и обижать своих одноклассников, так и стать объектом нападок. Школьник будет не только драться, но может применить и психологическое насилие. Издеваться над одноклассниками можно рассылая смс с угрозами, письма на электронную почту или в социальные сети. Обидные прозвища, нецензурные слова – все это входит в раздел психологического насилия.

Почему ребенок обижает одноклассников и что делать в этом случае? Скорее всего в классе существует группа с неформальным лидером и ваш школьник входит в нее, а издевается он над другими, чтобы самому не стать объектом издевательств других детей. Кстати, такое поведение присуще не только мальчикам, родителям девочек необходимо также наблюдать за своими чадами.

Существует несколько признаков, по которым вы сможете понять оскорбляет ли ваш отпрыск других детей или нет. Обратите внимания на то, что говорит школьник о своих одноклассниках. Если он отзывается о них плохо, используя обидные прозвища или клички, или по отношению к ним в его речи проявляется агрессия, то необходимо поговорить с учителями, возможно агрессия проявляется не только на словах. У вашего отпрыска могут появляться время от времени дорогие телефоны, игрушки, которые вы ему не покупали, а откуда они у него, школьник объяснить не может. Возможно, это результат агрессивного поведения, когда дорогие вещи отбираются у тех, кто не может за себя постоять.

Каждый родитель агрессивного ребенка рано или поздно задает себе вопрос: что делать, если ребенок унижает и обижает своих сверстников? Ответ на этот вопрос дают психологи, которые долгое время работают с детьми и знают, как скорректировать нежелательное поведение.

  1. В первую очередь, необходимо не допускать конфликтов в семье. Будьте для малыша примером, и тогда он поймет, что можно добиться результата не применяя агрессию. Хорошо себя зарекомендовала эта система – многие после нее свободно и спокойно взаимодействуют с окружением и в целом становятся более гармоничными личностями.
  2. Если ребенок не знает, как выразить свой гнев и не навредить себе и другим, то вам нужно помочь ему в этом. Например, вы отведете своему киндеру место в комнате, где он сможет рвать бумагу, плакать, кричать и топать ногами. Тогда он поймет, что не обязательно проявлять агрессию по отношению к детям в саду или школе, а можно свои чувства контролировать.
  3. Что делать, если ваш ребенок чересчур активен? Возможно, ему некуда девать свою энергию. Тогда можно придумать для него игры на свежем воздухе, головоломки дома, чтобы ему было просто некогда оскорблять других детей.
  4. Если вы стали свидетелем того, что ваш малыш нанес вред чужому чаду, то нужно дать понять школьнику, что он неправ. Вы должны потребовать, чтобы он извинился перед своей жертвой, а дома серьезно поговорить с ним на этот счет и научить его правильному поведению.
  5. В вашей семье принято наказывать детей? Не стоит делать этого. Малыш может затаить злость и обиду, а если вы не объясните, за что его наказали, то он больше не станет доверять вам. Он может замкнуться в себе и продолжать агрессивное поведение в саду или школе, но не у вас на глазах. Поэтому психологами рекомендуется использовать в качестве наказания временный запрет на игры с другими детьми.
  6. Если ваш малыш учится в школе, то необходимо поговорить о таком его поведении с учителем. Выяснить, какие меры вы можете предпринять совместно с педагогом для коррекции поведения учащегося.
  7. Иногда маленький человечек, который ранее подвергался издевательствам сверстников, сам начинает обижать других детей. Чтобы не допустить такого, вам нужно наладить контакт со школьником и малыш будет рассказывать вам обо всем, что происходит в школе или в саду. Это позволит вовремя заметить странности в поведении вашего отпрыска.
  8. Нельзя говорить малышу, что он обязан сам защищать себя, иначе такое поведение может перейти в агрессию по отношению к другим детям.

Как не допустить агрессивного поведения ребенка

Существуют меры, так называемой, профилактики агрессивного поведения детей. Если ваш ребенок ещё никого не обидел в саду или школе, то вы должны знать, что делать, чтобы такого не случилось никогда.

Ваш отпрыск должен и может участвовать в различных музыкальных и творческих конкурсах – это помогает ему развивать адекватную самооценку и не обращают внимания на издевательства других.

Больше внимания уделяйте своему чаду. Иногда агрессивное поведение является следствием того, что ребенок считает себя ненужным родителям, лишней обузой и эти чувства проявляются в его отношении к одноклассникам.

Но самым важным будут ваши взаимоотношения внутри семьи (опять же, любые преобразования своего чада, начинаются с себя. Вот – самый быстрый способ изменить себя). Если маленький человечек видит в отношении себя физическое насилие (даже проявляемое в виде наказания), то он автоматически переносит эту линию поведения на окружающих.

Проанализируйте данные факторы, и вы сможете ответить на вопрос, почему ваш ребенок может обидеть других малышей. Если не можете сделать этого самостоятельно – обратитесь за советом к психологу и покажите ему своего киндера.

Оксана А.

Sep 12 2007, 04:49 PM

Добрый день.


Очень жду ответа и надеюсь на Вашу пощь.

Sep 12 2007, 05:11 PM

В любой районной поликлинике есть детский психолог,да и в саду без него не обходятся.Очень советую обратится к психологу в детском саду,они в этих вопросах как правило компетентны.

Оксана А.

Sep 12 2007, 06:16 PM

Дело в том что у нас маленький городок и хороших психологов нету, а вести к человеку который и со своми проблемами не справляется.... Не думаю что это хороший вариант

Ната-мама пирата

Sep 12 2007, 07:02 PM

QUOTE
Добрый день.
Хотелось бы посоветоваться со специалистом по такому вопросу.
Моей дочери 5 лет, она ходит в детский сад, и постоянно жалуется что е обидел то один ребенок, тоо другой. Вот буквально сегодня пришла и говорит что к ним в садик приезжает комиссия и из деток набирали хор, который будет выступать перед этой самой комиссией. Ее хотели взять так как голос хороший, но одна девочка из дочкиной группы Милана сказала что "я тебя не пущу, ты не пойдешь петь" и она категорически отказалась выступать. На мой вопрос почему она ответила что боится Милану, что она всех бъет, кусается и ругается. Я ей1 говорю "если тебя обижают давай сдачи", а она плачет и говорит что ей шкуру жалко. Пробовали отдавать в секцию карате, но ничего не изменилось. Разговоры ни к чему не приводят. Я же не могу все время ходить в садик и разбираться с обидчиками. Подскажите пожалуйста как научить ребенка давать отпор, как вселить уверенность в том, что она ни чем не хуже других детей и нельзя позволять им вытирать об себя ноги. Ведь это только детский сад, а впереди еще очень много трудностей с которыми необходимо будет бороться.

Консультация специалистов , темка консультация психолога

Оксана А.

Sep 12 2007, 08:27 PM

QUOTE (Ната-мама пирата @ Sep 12 2007, 08:02 PM)
QUOTE (Оксана А. @ Sep 12 2007, 05:49 PM)
Добрый день.
Хотелось бы посоветоваться со специалистом по такому вопросу.
Моей дочери 5 лет, она ходит в детский сад, и постоянно жалуется что е обидел то один ребенок, тоо другой. Вот буквально сегодня пришла и говорит что к ним в садик приезжает комиссия и из деток набирали хор, который будет выступать перед этой самой комиссией. Ее хотели взять так как голос хороший, но одна девочка из дочкиной группы Милана сказала что "я тебя не пущу, ты не пойдешь петь" и она категорически отказалась выступать. На мой вопрос почему она ответила что боится Милану, что она всех бъет, кусается и ругается. Я ей1 говорю "если тебя обижают давай сдачи", а она плачет и говорит что ей шкуру жалко. Пробовали отдавать в секцию карате, но ничего не изменилось. Разговоры ни к чему не приводят. Я же не могу все время ходить в садик и разбираться с обидчиками. Подскажите пожалуйста как научить ребенка давать отпор, как вселить уверенность в том, что она ни чем не хуже других детей и нельзя позволять им вытирать об себя ноги. Ведь это только детский сад, а впереди еще очень много трудностей с которыми необходимо будет бороться.
Очень жду ответа и надеюсь на Вашу пощь.

Как давно это началось? Ваша дочь только пошла в сад? Я бы на вашем месте сначала поговорила с воспитателем.Как все происходит на самом деле? Может ваша дочка немного фантазирует.У моего сына в течение последних двух лет всегда кто то виноват, только не он.Его толкнули, уронили, отодвинули, отобрали, не дали.70 %-фантазии и только 30 % правды.Но если все происходит именно так как вы сказали, зайдите в раздел Консультация специалистов , темка консультация психолога и задайте Нафане вопрос, она хороший психолог, и может вам дать совет.

Спасибо за совет. Моя дочь ходит в сад уже 4 год, а подобные проблемы начались буквально пол года назад. В младшей группе наоборот ее все боялись. Она никогда не боялась давать отпор, а тут такая ситуация, что сама поражаюсь.

Sep 12 2007, 10:28 PM

Видимо Вашу малышку "задавили" появившиеся новые "авторитеты" в лице Миланы и других более "сильных" в этом плане деток. теперь она боится вообще всех детей. ей кажется, что все дети такие же, как Милана. хороший способ-отдать дочь в какой-нибудь другой коллектив, будь то секция спортивная или другой "кружок по интересам".

Оксана А.

Sep 13 2007, 10:44 AM

Сегодня беседовали с воспитатильницей, оказалось что это не только наша проблема, и боится моя Таня только эту Милану, равно как и все дети в группе, а с остальными детьми ладит нормально, играет и с мальчиками и с девочками. Девочка оказалась полностью не управляемой, не только с детьми воюет, но и воспитателей при попытке сделать ей замечание посылает куда подальше. Так что это скорее проблема родителей самой Миланы. В общем на групповом собрании решили всей группой объявить этой девочке байкот. Будем надеяться что ситуация исправится.

Мама Паши

Sep 13 2007, 10:54 AM

Не слабо. Только бойкот девочке пожалуй не поможет. Тут надо с её родителями пообщаться очень плотно.

Ната-мама пирата

Sep 13 2007, 12:48 PM

Согласна, с мамой Паши.Должна быть серьезная беседа с родителями.Но вдруг родители такие же неуправляемые?.Тут есть несколько вариантов.1.Хулиганский .Ваша дочь, вместе с другими детками должны объявить этой Милане бойкот, если она начнет кого то обижать.Но только все вместе скопом.2.Взрослый .Если после беседы с ее родителями, поведение девочки не изменится, пишете жалобу на имя заведующей или идете к ней разговаривать-группа родителей, о переводе Миланы в другую группу или другой сад, по состоянию здоровья(в нашем саду, но не в нашей группе, был такой прецендент, мальчика в итоге перевели в другой сад-терроризировал всю группу).

Оксана А.

Sep 13 2007, 12:52 PM

Пожалуй так и предется сделать. Сегодня утром муж водил дочку в сад и при всей группе вызвал ее к доске и пристыдил. Посмотрим как это подействует, вечром забирать буду узнаю как вели себя дети. Если ничего не изменится придется беседовать с родителями.

Оксана А.

Sep 13 2007, 02:58 PM

QUOTE (Ната-мама пирата @ Sep 13 2007, 01:48 PM)
Согласна, с мамой Паши.Должна быть серьезная беседа с родителями.Но вдруг родители такие же неуправляемые?.Тут есть несколько вариантов.1.Хулиганский .Ваша дочь, вместе с другими детками должны объявить этой Милане бойкот, если она начнет кого то обижать.Но только все вместе скопом.2.Взрослый .Если после беседы с ее родителями, поведение девочки не изменится, пишете жалобу на имя заведующей или идете к ней разговаривать-группа родителей, о переводе Миланы в другую группу или другой сад, по состоянию здоровья(в нашем саду, но не в нашей группе, был такой прецендент, мальчика в итоге перевели в другой сад-терроризировал всю группу).

Сработал хулиганский вариант. сегодня дети всей группой дал сдачи обидчице, и никто с ней не играл

Sep 13 2007, 03:00 PM

С интересом слежу за темкой. 5-летние детки уже смогли это сделать организованно? А подробнее расскажите?

Sep 13 2007, 03:11 PM





По-любому виноваты взрослые. А бойкот... это последнее дело вообще.

Оксана А.

Sep 13 2007, 03:12 PM

Подробности такие. Вчера весь вечер объясняла дочке, что если не можешь одолеть обидчика сама, значит надо собрать в кучу всех кого она обидела и дать отпор, и пока девочка не поймет что не права не играть с ней и не разговаривать. Оказалось что удалось вселить в ребенка увереность что Милана не неприкосаемая а самая обычная избалованная девченка, а воспитателя просто попросили не вмешиваться без особой необходимости, чтобы дети постарались сами дать отпор.
В общим получается что я зря переживала, надо было лишь поддердать дочку и немного подсказать как себя лучше вести в подобной ситуации.

Мама Паши

Sep 13 2007, 03:25 PM

А с родителями так и не пообщались видимо.

Оксана А.

Sep 13 2007, 03:26 PM

QUOTE (again @ Sep 13 2007, 04:11 PM)
Все понимаю - у самой дочка такая тютя, что иной раз хочется обидчикам нос расквасить и за шкирку выкинуть подальше
Но чтобы взрослые люди всерьез обсуждали такую меру воздействия на пятилетнего ребенка, как БОЙКОТ - этого не могу понять... Вы бы еще "темную" обсудили и детям посоветовали...
Фильм "Чучело" вот на днях опять показывали - не довелось посмотреть?
Я не понимаю, куда в данной ситуации смотрела и смотрит воспитательница - что это за дела, когда девочка Милана решает, кто будет петь в хоре и почему. Я не понимаю, почему родители обиженных детей не поговорили с родителями этой Миланы - это первое, что нужно было сделать. Почему, в конце концов, не поговорили с самой это злосчастной Миланой - тоже не понимаю.
По-любому виноваты взрослые. А бойкот... это последнее дело вообще.


Дети народ простодушный и когда она перестанет драться я думаю что все примут девочку в свою компанию.

Оксана А.

Sep 13 2007, 03:31 PM

Пообщались, только папа оказался примерно таким же как и сама Милана, если не хуже

Sep 13 2007, 03:45 PM

QUOTE (Оксана А. @ Sep 13 2007, 04:26 PM)
Говорили и с Миланой и с ее папой. Папа оказался "Крутой" коммерсант при деньгах, и если честно разговаривал так как будто он центр вселенной. Так что не думаю что это решило бы проблему.
А по поводу байкота, это я его так называю, хотя вряд ли это можно так назвать и решение это приняли группой не родители а дети, так как когда муж пришел в садик родителей там уже не было и еще долго пришлось ждать папу Миланы, и ее саму. Большинство на вопрос воспитателя что будем делать если Милана и дальше будет всех задирать дети сказали что не будут с ней играть и общаться. Когда дочка пришла с садика я у нее споросила как там дела, и она сказала что девочки с Миланой не играли и играть не будут пока ана не перестанет драться. На счет мальчикв не знаю об этом разговора не было. Но не думаю что случилось что-то очень страшное, так как девочка должна в конце концов понять (если этого не могут объяснить родители) что в обществе, даже в детском вести себя надо почеловечески. А по поводу фильма Чучело - так там ситуация несколько иная, и она никого не била и не обзывала. Поэтом сравнивать я думаю не совсем правильно. У нас конечно ситуация тоже не из приятных, но думаю что все наладится.
Дети народ простодушный и когда она перестанет драться я думаю что все примут девочку в свою компанию.

Ситуация, когда малыш жалуется на обидчиков в детском саду, довольно широко распространена. Одни родители сразу бегут выяснять отношения с преследователем, его родителями, пишут заявление в прокуратуру, полицию, требуя возмездия. Другие стараются не прислушиваться к детским жалобам, считая, что ребенок все это придумывает, чтобы оправдать нежелание идти в дошкольное учреждение. И те и другие действуют не совсем правильно.

В этой статье мы расскажем о том, что нужно делать, если ребенка обижают в детском коллективе.


Первые действия

Для начала нужно выяснить размер «катастрофы»: не игнорируйте жалобы сыночка или дочки на некоего Васю или Колю, который дерется, отбирает игрушки, кусается или плюет вашему ребенку в суп. Расспросите карапуза как можно подробнее о том, кто этот Коля-Вася, обижает ли он и других детей или ограничивается только вашим чадом, как его фамилия, при каких обстоятельствах агрессор начинает переходить к действиям, как часто он ведет себя таким образом.

Не спешите делать выводы и говорить ребенку, что Вася-Коля - плохой мальчик. Нужно во всем трезво разобраться.


Когда карапуза обидели, и он сквозь слезы, всхлипывая, рассказывает об этом, вполне естественно желание родителей грудью броситься на защиту, наказать всех и вся. Но не торопитесь: от того, как вы поведете себя сейчас, зависит, сможет ли ваш ребенок научиться правильно реагировать на агрессоров и обидчиков, а их в его жизни будет еще немало.

Разберем, каким примерно должен быть алгоритм действий мамы (папы).

  • Говорим с воспитателем . Задаем ему те же вопросы, что до этого задавали собственному чаду, заодно отмечаем, во всем ли был правдив ваш малыш. В беседе с педагогическим работником важно выяснить, насколько Коля-Вася агрессивен по отношению к другим детям, есть ли объективные обстоятельства, которые могут объяснить его поведение, а также не провоцировал ли его ваш ребенок сам. Если воспитатель о конфликте ничего не знает, нужно попросить ее понаблюдать за отношениями вашего ребенка с конкретным «обидчиком», перенести разговор на пару дней. Если педагог в курсе случившегося, следует напомнить ему, что общение с родителями агрессора - задача именно его, воспитателя, настоять на такой беседе.


  • Не говорим с обидчиком, не ссоримся с его родителями . Очень часто разгневанные мамы и папы начинают ругать чужого ребенка или дожидаются прихода его родителей, устраивая выговор на повышенных тонах им. Помните, что родители Коли-Васи тоже будут защищать свое чадо. Чем агрессивнее вы будете на них наступать, тем активнее они будут обороняться. Конструктивного разговора не получится.

Говорить с родителями и их ребенком должен воспитатель, психолог детского учреждения, они могут даже рекомендовать родителям показать чадо специалистам по психокоррекции и коррекции поведения.


  • Поднимаем вопрос на родительском собрании и говорим с другими родителями, если беседа воспитателя не принесла желаемого результата. По коллективному обращению мам и пап за их подписями на имя заведующей есть возможность вывести из группы проблемного агрессивного воспитанника, который ни в какую не хочет вести себя уважительно по отношению к другим. Но отчислить малыша никто не имеет права. Если второй группы вашего возраста в садике нет, перевести «агрессора» будет законодательно невозможно.
  • Если ничего не помогло, обращаемся к заведующей с заявлением и просьбой составить обращение в Комиссию по делам несовершеннолетних. Родители обидчика, которые отказываются принимать меры к своему чаду, из-за которого страдают другие дети в группе, будут иметь дело с полицейскими и представителями отдела образования.


Как помочь своему малышу?

Описанный выше алгоритм - действия внешнего характера. Но понадобятся еще действия внутренние, которые помогут поддержать вашего ребенка в трудной для него ситуации.

Поддержите малыша, скажите, что вы целиком на его стороне.

Психологи отмечают несколько методик.

«Метод пограничника»

Обучите сына или дочь четко обрисовывать личные границы для окружающих – «Это мое, это трогать нельзя! Мне это не нравится. Я этого делать не буду!». Ребенок не должен глотать обиды, нужно научиться смело говорить «нападающему», что его поступки некрасивые, неприятные. Ребенок должен четко усвоить «волшебную» детскую фразу: «Я с тобой не играю!».

Метод поиска союзников

Ребенок должен в трудной ситуации искать союзников и помощников. Он должен научиться проговаривать проблему и звать на помощь. При этом важно разъяснить, что между ябедой, который бегает жаловаться воспитателю по любому поводу и без него, и нормальным человеком, которому, действительно, нужна помощь, – большая разница.

Помощи у старших нужно просить только тогда, когда другие меры не помогли.


Метод выхода из конфликта

Взрослые отлично знают, что в некоторых ситуациях лучше и безопаснее отступить. Это должен узнать и ребенок.

Если обидчик очень агрессивен (кусается, дерется, причиняет боль), лучше обходить его стороной, не позволяя ему нарушить личные границы.

Метод «аналогичного воздействия»

Это очень спорный метод, который заключается в том, чтобы научить ребенка давать сдачи. Если ударил - ударь в ответ, ущипнул - ущипни в ответ. Обычно на агрессоров действует безотказно, но вот вашему ребенку может навредить. Ведь дети не понимают, где проходит граница между допустимой самообороной и настоящей агрессией, и могут стать такими же агрессорами. Не соизмеряя сил, они могут покалечить обидчика, нанести ему серьезные повреждения.

Лучше всех может защититься тот дошкольник, который обучен всем этим методам и может добровольно выбирать один из них в зависимости от того, чего именно требует ситуация.



Но главные советы – для родителей, только они смогут разрешить ситуацию.

  • Несмотря на все доводы, отцы обычно учат своих детей давать сдачи физически. Это тоже полезное умение, но с ним нужно быть предельно осторожными. В большинстве случаев, если агрессивный ребенок в группе не понимает слов, не прислушивается к замечаниям воспитателя или нянечки, да и слова собственных родителей для него мало что значат, лучше обучить ребенка методу ухода из конфликта.
  • Обратите внимание на договор об оказании образовательных услуг (вы подписывали его при оформлении карапуза в детский сад). В нем четко обозначены нормы допустимого поведения для воспитанников. Если действия обидчика противоречат договору, обратите на это внимание воспитателя, заведующей. Это может стать основанием для руководства дошкольного учреждения расторгнуть договор с родителями неуправляемого воспитанника.
  • Никогда не стыдите своего сынишку, который пришел из садика с синяком или ссадиной. Некоторые папы и дедушки этим «грешат»: они начинают взывать к его мужскому началу («Ты же мужик! Терпи! Не плачь! Хватит жаловаться! Разберись сам!»). Ребенок почувствует себя очень одиноким без поддержки со стороны самых близких людей, а это никак не поспособствует воспитанию в нем мужества.
  • Чаще разговаривайте с воспитателем не о том, какой плохой Вася-Коля, а о том, как ведет себя именно ваш ребенок. Причин для издевок в детском коллективе может быть довольно много (необычная фамилия, имя вашего чада, особенности его внешности - рыжий, с веснушками, одежда, в которой вы отправляете малыша в садик и так далее). Если причина устранима, сделайте это: чудесные вязаные шорты с большими бантиками у колен, которые подарила бабушка, возможно, нравятся бабушке, но для ребенка - хуже пытки, поскольку именно из-за этих бантиков над ним смеются. Есть и дети, которые сами провоцируют других на агрессию (они ведут себя тихо, мирно, но не преминут подложить «свинью» ровеснику при удобном случае). Не забывайте работать над такими недостатками у собственного ребенка.

Приветствую вас, мои уважаемые читатели! Не только у взрослых возникают проблемы на работе, конфликты с начальством или ссоры с подчиненными. У наших деток тоже порой наступают тяжелые времена. Недавно ко мне обратилась женщина со следующей проблемой: моего ребенка обижают в детском саду, что делать. Я бы хотела поговорить о том, какую лучше родителям выбрать тактику, как помочь карапузу преодолеть трудности и как понять, что послужило причиной подобной ситуации.

Тактика невмешательства

В момент, когда ребенка обижают, родители делятся на две категории: те, которые пытаясь помочь, делают все вместо него и те, кто оставляют малыша самого справляться с проблемами. Обе тактики имеют свои плюсы и минусы. Поэтому если вашего малыша начали обижать, я предлагаю вам совместить обе тактики и выбрать наиболее полезные стороны из обеих.

1 тактика. Пытаясь решит конфликт своего малыша вместо него, вы не позволяете ему учиться защищаться. А это, в свою очередь, очень полезный навык, который может пригодиться ему в будущем. Дети таких родителей не будут уметь решать проблемы самостоятельно, они будут ждать, что придет мама или папа и уладят конфликт.

2 тактика. Когда вы полностью отстраняетесь от проблем малыша и даете ему свободу самому справляться с проблемами, то у него подсознательно может сложиться картинка, что родителям все равно что происходит с ним, им не важны его проблемы и они не уделяют ему должного внимания.

Очень важно научиться совмещать обе тактики и помогать малышу преодолевать трудности в общении со сверстниками. Для начала я предлагаю вашему вниманию статью « ». В ней вы найдете много полезной информации о том, как сделать своего отпрыска увереннее и счастливее.

Узнать причину

Прежде чем действовать, попробуйте узнать причину конфликта. Может быть, на самом деле виноват ваш карапуз. Например, он не хочет делиться игрушками с другими детками и они обзывают его за это жадиной-говядиной. Или ваш сын сам задирает девчонок, а они за это закрывают его в шкафчике.

Не всегда причина в других детях, смотрите на ситуацию более открыто.

Поговорите с воспитателем. Как она видит ситуацию в группе, почему вашего малыша задирают и почему взрослые не предпринимают никаких шагов. Говорите спокойно и не обвиняйте воспитательницу. Она может быть ваших хорошим союзником в вопросе воспитания.

Внимательно посмотрите на поведение своего малыша на детской площадке, когда вы просто гуляете во дворе. Как он ведет себя с другими детками? Изучайте его поведение и манеру общения. Это может помочь вам понять из-за чего возникли проблемы в саду.

Если ваш ребенок не может связно ответить почему его дразнят в садике, устройте маленькую ролевую игру. Возьмите несколько игрушек и пусть малыш даст всем имена, как в садике. Пусть выберет игрушку, которая будет им, воспитателем, его другом или врагом.

И пристально следите за тем, какие манипуляции малыш совершает с игрушками, кто с кем общается, кого он сажает рядом, кто как себя ведет. Эта игра может дать вам огромное количество полезной информации.

Прочитайте статью « ». В ней вы сможете найти много полезной и интересной информации, которая сможет вам пригодиться.

Как вы можете помочь

Родителям нужно учиться доверять своему чаду. Не считайте, что он сам не сможет справиться. Не принимайте важные решения вместо него, не пытайтесь решить конфликт с другим ребенком самостоятельно.

Лучшим вариантом будет поговорить, выяснить в чем причина, спросить, как он собирается решать проблему, что он может предложить сам, нужна ли ему ваша помощь. Учите ребенка не жаловаться, а спокойно делиться впечатлениями.

Пусть малыш знает, что вы всегда рядом и готовы прийти к нему на помощь. Но кроме этого, дети должны понимать, что им придется самим решать многие вопросы, выбираться из различных передряг и справляться с трудностями.

Вы можете отдельно встретиться с другими родителями и обсудить происходящее в вашей группе. Спокойно, без обвинений и нападок. Ни в коем случае не критикуйте других деток. Пытайтесь вместе найти выход из сложившейся ситуации, ведь вы взрослые люди.

Любите своего малыша и доверяйте ему. Помогайте и развивайте в нем способность решать проблемы и не бояться трудностей. У вас обязательно все получится, если вы будете больше разговаривать с ребенком.

Знаете ли вы причину, по которой у малыша возникли проблемы в детском саду? Дерется ли ваш отпрыск? Что говорит воспитатель?

Хорошего вам дня!