Черный цвет в рисунках ребенка. Если ребенок рисует черным цветом

С древних времен человечество придавало цвету символическое значение. Группа ученых разработала методику «Цветные дети», с помощью которой по цветам, которые ребенок чаще всего использует в рисунках, можно определить характер ребенка, его реакцию на жизненные ситуации и эмоциональный климат в семье, а главное – спрогнозировать, каким он вырастет. В зависимости от того, какой цвет чаще всего использует в своих рисунках Ваш ребенок, а также какой цвет является для него самым любимым, можно выделить разные особенности его характера.

"Желтые дети"

На языке цвета желтый – цвет духовности, но в то же время и опасности. Это люди свободные, оригинальные, инакомыслящие, а потому опасные для тех, кто во главу угла ставит незыблемый порядок, неограниченную власть. Больше всего предрасположены к творчеству. "Желтый" ребенок – мечтатель, фантазер, сказочник, шутник. Он любит играть в одиночестве, любит абстрактные игрушки: камешки, веточки, тряпочки, кубики, оживляя их силой своего воображения. Когда он вырастет, он будет отдавать предпочтение разнообразной, интересной работе. Всегда будет во что-то верить, на что-то надеяться, стремиться жить будущим. В то же время у него могут проявляться такие черты характера, как не практичность, стремление избежать принятия решений, безответственность.

"Красные дети"

Красный цвет – цвет крови, здоровья, жизни, энергии, силы, власти. Эти дети открыты и активны. Очень трудно родителям с «красными» детьми: живыми, непослушными, возбудимыми, непоседливыми, ломающими игрушки. Когда они вырастут, то высокая работоспособность, будет определяться стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда напористость, эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего. Среди ярких политиков чаще всего встречаются «красно-желтые» (красный – наиболее любимый), среди умных – «желто-красные».

"Синие дети"

"Синие» дети – полная противоположность «красным». Недаром «красных» детей можно успокоить синим цветом, а «синих» детей – красным. «Синий» ребенок – спокойный, уравновешенный, любит делать все не торопясь, обстоятельно. С удовольствием лежит на диване с книжкой, размышляет, все обстоятельно обсуждает. Он предпочитают задушевную дружбу с самоотдачей и самопожертвованием, потому что, в противоположность «красным» детям, ему приятно отдавать, а не получать. Часто дети выбирают синий цвет не потому, что они спокойны, а потому, что в данный момент очень нуждаются в покое.

"Фиолетовые дети"

На языке цвета фиолетовый означает ночь, тайну, мистику, созерцание, внушаемость. Дети живут богатым внутренним миром и отличаются артистизмом, очень чувствительны. Их легко загипнотизировать, они возбудимы. Стремятся произвести впечатление, но при этом способны посмотреть на себя со стороны. Очень ранимы, более других нуждаются в поддержке и поощрении.

"Сине-зеленые дети"

На языке цвета «сине-зеленый» означает воду, лед, холод, глубину, гордость, престиж, тщеславие. Данный цвет – индикатор состояния нервной системы. У того, кому он нравится, нервы перенапряжены. Такое нервное напряжение определяется характером человека, или может быть вызвано ситуацией, когда человек боится ошибиться, лишиться достигнутых успехов, вызвать в свой адрес критику. Не случайно «сине-зелеными» являются все чиновники и администраторы. Поэтому очень важно уберечь «сине-зеленых» от излишней регламентации. Необходимо предоставить ребенку больше свободы, поощрять инициативу, заменять наказание на поощрение, возможно, снизить требования (например, не требовать учиться только на пятерки).

"Зеленые дети"

«Зеленый» ребенок считает себя заброшенным и очень нуждается в материнской любви. Чтобы он не вырос в «зеленую» личность (консервативную, боящуюся перемен, которые у нее ассоциируются с потерями), требуется особое творческое воспитание, развитие открытости, интереса. Такому ребенку необходимо чувство защищенности, надежности.

"Оранжевые дети"

Эти дети легко возбудимы, так же, как «красные» и «желтые», но это возбуждение не имеет выхода. И дети веселятся, шалят, кричат без всякой причины. Поэтому так опасен оранжевый цвет: когда к оранжевому солнцу добавляется оранжевое небо, да еще оранжевая мама – этот цвет становится визгливым, неприятным, он раздразжает и опустошает.

"Коричневые дети"

В коричневом цвете оранжевый глушится черным, дискомфорт первого не так заметен. Приземленный, уютный и даже приятный в небольших дозах коричневый цвет у «коричневых» детей становится способом создавать свой мир, надежный и закрытый, маленький мир, который будет создавать чувство безопасности. Существует много причин «коричневого» дискомфорта: слабое здоровье, семейные неурядицы, участие в драматических событиях, и, наконец, умственная неполноценность.

"Черные дети"

Черный цвет, как цвет угрозы, совершенно противопоказан детям. Дети редко предпочитают его, но если ребенок предпочитает всем цветам черный - это свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике и о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Чем предпочтительнее цвет, тем сильней угроза, тем драматичнее состояние ребенка.

"Серые дети"

Иную психологическую картину дает серый цвет, тоже противопоказанный детям и означающий рутину, беспросветность, отторжение, бедность. Чаще всего «серые» дети очень тихие, несмелые, замкнутые. «Серая» ситуация возникает, когда ребенка отгородили или он сам отгородился от других детей. Если человек не может определить, нравится ему серый цвет или нет – это первый признак усталости.

"Пастельные цвета"

Это типичные инфантильные тона, и если их предпочитает взрослый, значит он сохранил в себе «ребенка» и связанные с этим черты характера.

Голубой цвет говорит о свободе, беззаботности, склонности к перемене обстановки. Обычно его предпочитают мальчики. Часто из таких мальчиков вырастают моряки или летчики.

Розовый цвет обычно предпочитают девочки. «Розовый ребенок» обычно нежный, слабый, робкий. Такой ребенок очень зависим от окружающих, нуждается в постоянной поддержке. Когда розовый цвет предпочитает мальчик, он как личность проявляется сильнее.

Лиловый цвет также обычно предпочитают девочки. Он говорит о таких чертах характера как слабость, нежность, чувство одиночества, беззащитность. «Лиловый» ребенок часто погружен в свой собственный мир, как правило, очень артистичен.

Дети с помощью рисунка выражают собственные эмоции и палитру цвета выбирают не случайно. Особенно точно можно «считать» по живописи состояние малышей в возрасте до 5-6 лет.

Психологией цвета в детском рисунке сегодня интересуются многие специалисты. Впервые связь между выбором оттенков и состоянием человека доказал исследователь Макс Люшер.

Цвета, которые ребенок предпочитает больше всего, позволяют понять его характер, тип личности и выяснить эмоциональные переживания. Предлагаем вам краткую характеристику основных цветов.

Белый

Белую краску выбирают малыши с хорошо развитой эмоциональной сферой. Обычно такие дети любят много размышлять и предпочитают одиночество.

Голубой

Если в рисунке преобладает голубой цвет, это горит о мечтательности его автора, беззаботном и свободолюбивом отношении к миру.

Желтый

Любимый цвет оптимистов и необычных людей с яркой фантазией. Его сильная сторона - натура лидера, слабая - безответственность.

Зеленый

Зеленый цвет в психологии детского рисунка обозначает любознательность, честолюбие, благородные помыслы. Темно-зеленый оттенок нравится детям, которые недополучают внимания и ласки.

Синий

Если рисунок почти полностью синий, можно говорить о неторопливости вашего чада, любви к порядку и покою.

Коричневый

Если малыш берется за коричневый фломастер, возможно, он пытается избежать реальности, создать для себя ощущение надежности, которой ему недостает.

Лиловый

Воплощает нежность и чувствительность, говорит о слабости и чувстве одиночества малыша.

Оранжевый

Фанаты оранжевого - веселые и непосредственные малыши, открытые к новым впечатлениям и интересам. Часто меняют предпочтения и порой могут вспылить.

Розовый

Ребенок, который рисует розовой краской, нуждается во внимании и опеке. Это цвет нежности и ранимости, свойственным ребенку.

Красный

Поклонники красной гаммы - энергичные, открытые и общительные дети, которые достигают многих целей. Но если спокойный ребенок резко увлекается красным, возможно, он переживает стресс или агрессию.

Серый

Серый ассоциируется с тревогой и пустотой. Обычно дети пытаются спрятаться за спины взрослых, очень стеснительные и замкнутые.

Фиолетовый

Фиолетовый оттенок нравится творческим натурам, которые могут похвастаться отличной интуицией. Кроме того, обилие фиолетового - признак незрелости и скрытности.

Черный

Черный цвет сигнализирует о чувстве протеста, враждебном взгляде на мир, глубоких душевных переживаниях и даже депрессии.

Сочетания цветов в детском рисунке

  • Если это нежная пастель, перед вами ребенок спокойный и инфантильный.
  • Темные цвета и пастельные оттенки часто нравятся тихим и скромным дошкольникам.
  • Положительный настрой ребенка выдает палитра с преобладанием зеленого, голубого, желтого, синего, розового и оранжевого.

Если определенные цвета в детском рисунке преобладают, можно попытаться понять психологическое состояние малыша. Однако судить о психологии ребенка по одному рисунку будет неправильно. Понять внутренний настрой чада можно, только если набор красок повторяется на протяжении двух недель.

Примерно до 5-6 лет цвет является для ребёнка в большей степени средством выразительным, чем изобразительным. Поэтому цветовая палитра рисунка и в этом возрасте, и даже позже выбирается не случайно.

Психолог и исследователь Макс Люшер впервые доказал, что выбор цвета отражает психическое и физическое состояние человека. Он определил символические значения цветов и предложил по любимому цвету определять характер ребёнка, психологический тип его личности и даже эмоциональную обстановку в семье.

Белый

Конечно, он встречается в рисунках очень редко, но если ребёнок явно проявляет любовь к белой краске, о нём можно сказать, что он эмоционально и духовно развит, чувствителен, склонен к философским размышлениям и замкнут.

Голубой

Голубой – символ мечты, свободолюбия и беззаботности. Этот цвет обычно предпочитают мальчики.

Жёлтый

Жёлтый цвет вызывает положительные эмоции и о фанате этого цвета можно сказать, что он свободолюбив, любознателен, оптимист, фантазёр и большой оригинал. У него развито воображение, присутствуют лидерские качества, в то же время он может оказаться безответственным. Ребёнок чувствует себя комфортно в своём окружении, хотя вынужден постоянно бороться за право быть другим, отличаться от большинства.

Зелёный

Зелёный – символ настойчивости и даже упрямства, независимости, любознательности, уравновешенности, благородства и честолюбия. Предпочитающим в своих рисунках тёмно-зелёный цвет детям недостаёт внимания и любви. Если ситуация не изменится, ребёнок вырастет замкнутым, скрытным, боящимся любых перемен, апатичным. Но у такого ребёнка высокий интеллект и развитая фантазия.

Коричневый

Коричневый вызывает отвращение, чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Поклонники этого цвета стараются создать вокруг себя собственный мир, надёжный, но не приносящий тепла и нежности. Родителям следует выяснить причину, по которой их ребёнок стремится отгородиться от реальности.

Красный

Красный цвет противоречив. С одной стороны, он агрессивен, символизирует раздражение и гнев. С другой стороны, говорит о здоровье и силе. Его предпочитают люди энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремлённые, общительные, открытые. Часто фанатам красного цвета присущи эгоизм и лидерские задатки. Внезапная любовь к красному у скромного ребёнка означает напряжение, агрессию. Возможно, такому ребёнку требуется отдых – как физический, так и эмоциональный.

Лиловый

Цвет девочек, символ нежности, чувственности, слабости и одиночества. Любящий лиловый цвет ребёнок живёт в собственном мире.

Оранжевый

Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Выбор этого цвета свойственен детям открытым, эмоциональным, общительным, весёлым, непосредственным, часто меняющим своё мнение и увлечения. Неустойчивость нервной системы такого ребёнка делает его вспыльчивым и плаксивым.

Розовый

Ещё один «женский» цвет, который, как и лиловый, ассоциируется с нежностью, а также с робостью, женственностью и эмоциональностью. Поклоннице розового требуется повышенное внимание, ей жизненно необходимо чувство безопасности. Следует насторожиться родителям мальчика, который часто выбирает розовый карандаш. Это может говорить о неприятии его в коллективе, настороженности, слабости, замкнутости.

Серый

Серый – это пустота, безразличие, грусть, тревога. Цвет простого карандаша – отсутствие всякого цвета, тревожный сигнал. Фанат серого, как правило, тихий, «невидимый» ребёнок, зависимый от взрослых, не умеющий и не желающий учиться общаться.

Синий

Этот цвет ассоциируется у психологов с тревогой, концентрацией, потребностью в покое. Синий – в некотором смысле противоположность красному. Ребёнок, у которого синее не только небо и море, но и деревья, и солнце, и люди, — спокойный, неторопливый, обстоятельный, склонен к размышлениям, любит порядок и последовательность. Бывает, дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда ищут покой.

Фиолетовый

Фиолетовый – цвет фантазёров, людей творческих, с отличной интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной, что свойственно маленьким детям. Этот цвет тайны предпочитают ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение.

Чёрный

Пожалуй, наибольшую озабоченность вызывает у родителей появление в детских рисунках чёрного цвета в больших количествах. И не зря, ведь он означает депрессию, враждебность, протест и чувство безнадёжности. Дети, рисующие чёрным, переживают стресс, им необходима забота и обязательно – консультация психолога.

Можно также обратить внимание на то, какие в целом оттенки чаще всего использует ваш ребёнок в своём творчестве.

Пастельные тона – это знак спокойствия, зависимости, инфантильности. Их, а также тёмные оттенки, любят тихие и скромные дети.

Хорошо, когда ребёнок чаще рисует и раскрашивает такими цветами, как розовый, жёлтый, оранжевый, синий, голубой и зелёный. Эти цвет говорят о спокойствии и положительном настрое.

Не делайте ошибки, пытаясь найти в рисунке вашего ребёнка все цвета и, таким образом, приписав ему все возможные состояния и проблемы. Цвет имеет значение лишь когда он преобладает или когда выделяется на фоне остального рисунка. А также, если конкретный цвет используется при изображении одного и того же человека на разных рисунках.

Уже очень давно учеными разных наук, психологами, педагогами, физиками, психиатрами, было доказано влияние цвета на наш характер, стиль поведения. Любимый цвет может рассказать о многом, особенно, если цвет чаще всего используется в процессе изобразительной деятельности.

О чем говорит любимый цвет?

Кто предпочитает красный цвет, олицетворяющий активность и энергию, силу и смелость. Юные и взрослые любители красного — обычно борцы по натуре и лидеры в своем окружении. У них высокая работоспособность и низкая утомляемость.

Красный цвет: сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость, решительность, вспыльчивость.

Цвет крови, здоровья, жизни, энергии, силы, власти. Эти дети открыты и активны. Очень трудно родителям с «красными» детьми: живыми, непослушными, возбудимыми, непоседливыми, ломающими игрушки. Когда они вырастут, то их высокая работоспособность, будет определяться стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда напористость, эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего. Если в рисунке вашего ребенка красный цвет отсутствует, скорее всего, его этот цвет раздражает. В таком случае у ребенка выражен комплекс неполноценности, он стремится к уединению. Как утверждают психологи, чаще всего дети, «избегающие» красный цвет, воспитываются в семье, где часто между родителями возникают ссоры, семейная обстановка в доме неспокойная.

Сиреневый цвет, наряду с розовым и фиолетовым — один из любимых цветов маленьких девочек. Этот цвет символизирует детскую впечатлительность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре, нежность, беззащитность. «Сиреневый» ребёнок часто придумывает свой собственный мир, как правило, наделён богатой фантазией и очень артистичен.

Розовый — это цвет оптимизма, беззаботности и кокетства. Розовый цвет является любимым цветом маленьких девочек. Этим пользуются создатели кукол Барби, которые вот уже много лет продают их в ярко-розовых коробках, прилагая к ним мебель, одежду и аксессуары тех же розовых тонов.
А ещё розовый цвет любят сладкоежки, и кондитеры это знают. Попробуйте сами представить себе крем, зефир, пастилу, леденцы, мороженное — с каким цветом они у Вас ассоциируются?
Розовый цвет расслабляет, как никакой другой. Он олицетворяет ласку, любовь, нежность, романтичность, сентиментальность, безответственность, незрелость, детскость и капельку сумасбродства.
Розовый — это «мягкий» цвет — красный, разбавленный белым. Его психологическая сила слабее, чем у красного цвета, олицетворяющего активность и энергию, силу и смелость.
Основные качества ребенка, предпочитающего розовый цвет: утонченность, жалостливость, нежность, слабость, робость, сентиментальность, оптимизм.
Обычно розовый цвет предпочитают девочки. «Розовый ребенок» обычно нежный, слабый, робкий. Такой ребенок очень зависим от окружающих, нуждается в постоянной поддержке. Когда розовый цвет предпочитает мальчик, он как личность проявляется сильнее.
Если ваш ребенок выбрал розовый цвет, значит, он нуждается в более частых проявлениях любви с вашей стороны. Эти дети нуждаются в постоянном тактильном контакте. Поцелуй перед сном им необходим не меньше, чем воздух.

Основные качества ребенка, предпочитающего лиловый цвет: слабость, нежность, одиночество, беззащитность, замкнутость в себе, музыкальность, честность.
Этот цвет обычно предпочитают девочки. Он говорит о таких чертах характера как слабость, нежность, чувство одиночества, беззащитность. «Лиловый» ребенок часто погружен в свой собственный мир, как правило, очень артистичен.

Основные качества ребенка, предпочитающего фиолетовый цвет: фантазия, интуиция, чувствительность, ранимость, богатый внутренний мир, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету).
На языке цвета фиолетовый означает ночь, тайну, мистику, созерцание, внушаемость. Эти дети живут богатым внутренним миром и отличаются артистизмом, очень чувствительны. Их легко загипнотизировать, они возбудимы. Стремятся произвести впечатление, но при этом способны посмотреть на себя со стороны. Очень ранимы, более других нуждаются в поддержке и поощрении.

Голубой цвет нравится детям, которые любят свободу, самостоятельность, перемену обстановки, путешествия по новым местам, игры на свежем воздухе и плескание в воде. Ребёнок, предпочитающий голубой цвет, дружелюбен, доброжелателен, легко заводит новые знакомства, но в то же время он довольно серьёзен по сравнению с другими детьми, склонен к задумчивости и внимателен к таким деталям и нюансам происходящих событий, которые другие люди не замечают.
Так же, как и розовый, голубой цвет олицетворяет беззаботность и беспечность, но на этом их сходство заканчивается.
Основные качества ребенка, предпочитающего голубой цвет: беззаботность, беспечность, необязательность и склонность к частой перемене образа жизни.
В отличие от розового, он не «приписан» к людям одного пола и определённого возраста. Обычно голубой цвет предпочитают мальчики. Часто из таких мальчиков вырастают моряки или летчики.

Постоянная привязанность к синему цвету означает, что ребёнок жаждет покоя. Ему часто нужно отдыхать, он быстро устаёт.
Заядлый любитель синего цвета — это тихий, ласковый, чувствительный и немного боязливый ребёнок. По темпераменту, скорее всего — меланхолик, возможно — флегматик.
Такие дети обычно любят тихие игры, книги и компьютер. Их часто называют «ботаниками».
Основные качества ребенка, предпочитающего синий цвет: концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ, спокойствие, верность.
«Синие» дети — полная противоположность «красным». Недаром «красных» детей можно успокоить синим цветом, а «синих» детей — красным. «Синий» ребенок — спокойный, уравновешенный, любит делать все не торопясь, обстоятельно. С удовольствием лежит на диване с книжкой, размышляет, все обстоятельно обсуждает. Он предпочитает задушевную дружбу с самоотдачей и самопожертвованием, потому что, в противоположность «красным» детям, ему приятно отдавать, а не получать. «Синие» дети лишены эгоизма и склонны к самопожертвованию. Из этого типа людей вырастают философы.
Часто дети выбирают синий цвет не потому, что они спокойны, а потому, что в данный момент очень нуждаются в покое.

Зелёный цвет часто становится любимым на фоне кризисов взросления (иногда — кризиса двух-трёх лет, чаще — «школьного» кризиса шести-семи лет и подросткового кризисного периода). У тех же ребят, которые постоянны в своей любви к зелёному цвету, наблюдаются такие черты характера, как упорство и упрямство, настойчивость и настырность, трудолюбие, гордость, сильная воля, хорошее самообладание, скрытность и желание вести себя по-взрослому. Такие дети нередко чувствуют себя одинокими, не находят взаимопонимания со своими родителями и сверстниками, часто скучают (тоска зелёная!).
Основные качества ребёнка, предпочитающего зеленый цвет: уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности, духовная напряженность, высокий интеллект.
Часто «зеленый» ребенок считает себя заброшенным и очень нуждается в материнской любви. Чтобы он не вырос в «зеленую» личность (консервативную, боящуюся перемен, которые у нее ассоциируются с потерями), требуется особое творческое воспитание, развитие открытости, интереса. Такому ребенку необходимо чувство защищенности, надежности.

Основные качества ребенка, предпочитающего сине-зеленый цвет: серьезность нрава, сильная воля, педантизм, принципиальность, заботливы к окружающим, боязнь риска.
На языке цвета «сине-зеленый» означает воду, лед, холод, глубину, гордость, престиж, тщеславие. Данный цвет — индикатор состояния нервной системы. У того, кому он нравится, нервы перенапряжены. Такое нервное напряжение определяется характером человека, или может быть вызвано ситуацией, когда человек боится ошибиться, лишиться достигнутых успехов, вызвать в свой адрес критику. Не случайно «сине-зелеными» являются все чиновники и администраторы. Поэтому очень важно уберечь «сине-зеленых» от излишней регламентации. Необходимо предоставить ребенку больше свободы, поощрять инициативу, заменять наказание на поощрение, возможно, снизить требования (например, не требовать учиться только на пятерки).

Оранжевый цвет несёт в себе энергию и силу красного, смешанную с жизнерадостностью и авантюризмом жёлтого.
Этот цвет восхищает и вдохновляет отчаянных озорников и хвастунишек, живых и горячих, как языки пламени, смелых до бесстрашия и больше всего в жизни любящих бузу в всех её видах и проявлениях. Их девиз: “Больше всего я люблю баловство — Слушаться я не люблю никого!”.
Основные качества ребенка, предпочитающего оранжевый цвет: незаурядная интуиция, возбудимость, мечтательность, богатая фантазия, энергичность, радость.
Эти дети легко возбудимы, так же, как «красные» и «желтые», но это возбуждение не имеет выхода. И дети веселятся, шалят, кричат без всякой причины. Поэтому так опасен оранжевый цвет: когда к оранжевому солнцу добавляется оранжевое небо, да еще оранжевая мама — этот цвет становится визгливым, неприятным, он раздражает и опустошает.

Жёлтый цвет полон оптимизма и жизненной энергии. Его любят «солнечные» дети — очень весёлые, бойкие, оригинально мыслящие. Маленькие и большие любители жёлтого цвета никогда не отчаиваются, не унывают и не падают духом. Даже если в настоящем их жизнь не очень-то весела, они надеются на лучшее и мечтают о светлом будущем.
Ребёнок, любящий жёлтый цвет, чрезвычайно свободолюбив, не переносит жёстких регламентов и расписаний. Любые рамки тесны ему, а правила, с его точки зрения, существуют, чтобы нарушать их.
Юный любитель жёлтого цвета очень добр и щедр, наделён отличным чувством юмора, но нередко бывает легкомысленным и безответственным.Основные качества ребенка, предпочитающего желтый цвет: положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм, зависть, ревность, общительность.

Больше всего такие дети предрасположены к творчеству. «Желтый» ребенок — мечтатель, фантазер, сказочник, шутник. Он любит играть в одиночестве, любит абстрактные игрушки: камешки, веточки, тряпочки, кубики, оживляя их силой своего воображения. Когда он вырастет, он будет отдавать предпочтение разнообразной, интересной работе. Всегда будет во что-то верить, на что-то надеяться, стремиться жить будущим. В то же время у него могут проявляться такие черты характера, как непрактичность, стремление избежать принятия решений, безответственность.
Если желтый — любимый цвет ребенка, часто это свидетельствует о том, что у него в семье благоприятная и спокойная обстановка. В случае если желтый цвет не нравится ребенку — это говорит о его некоторой замкнутости и сосредоточенности на своем внутреннем мире.

Так же, как те дети, которые предпочитают всем прочим фиолетовый и сиреневый цвета, любители жёлтого цвета — фантазёры и выдумщики. Но между ними есть важное различие — «фиолетовые» дети уходят от реальности в фантазии, а «жёлтые» — воплощают фантазии в реальность.

Сочетание цветов жёлтого и чёрного тревожное. Оно обозначает иррациональное упрямство и негативизм, неудовлетворённую жажду свободы и независимости.
Ребёнок чувствует потребность в ценностях, воплощённых в свойствах жёлтого цвета (см. предыдущие посты), но потребность эта не удовлетворяется.

Маленькие дети до трёх-четырёх лет (а при ЗПР и дольше) предпочитают рисовать именно тёмными цветами — чёрным, тёмно-коричневым, тёмно-синим, так как они наиболее ярко и контрастно выглядят на белой бумаге.

Что же касается цвета солнца и избушки , то такое раскрашивание называется конвенциональным и символической интерпретации не подлежит. Конвенциональное раскрашивание подразумевает окраску предмета в тот цвет, который этот предмет действительно имеет всегда или чаще всего. Солнце — жёлтое, деревья и деревянные дома — коричневые, трава — зелёная, небо — голубое, морковь — оранжевая, зайцы и волки — серые, вороны — чёрные и т.п.

Предпочтение таких цветов и в таком сочетании, как чёрный, серый и коричневый, свидетельствует о серьёзных психологических проблемах.

Коричневый цвет — это затемнённый красный или оранжевый. Импульсивная жизненная сила красного в коричневом, благодаря затемнению, тускнеет, сдерживается. Коричневый теряет активность и пробивную силу красного. В нём остаётся только жизненность, потерявшая активность. Поэтому коричневый цвет выражает чувственные ощущения тела, сферу инстинктов и простых чувственных радостей — вкусно поесть, мягко поспать и т.д. Коричневый цвет чаще других выбирают маленькие консерваторы, которые ценят домашний уют и семейные традиции.
Основные качества ребенка, предпочитающего коричневый цвет: чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции.
В коричневом цвете оранжевый глушится черным, дискомфорт первого не так заметен. Приземленный, уютный и даже приятный в небольших дозах коричневый цвет у «коричневых» детей становится способом создавать свой мир, надежный и закрытый, маленький мир, который будет создавать чувство безопасности. Существует много причин «коричневого» дискомфорта: слабое здоровье, семейные неурядицы, участие в драматических событиях, и, наконец, умственная неполноценность.
Если ребенку коричневый цвет неприятен, он скрытен и довольно эгоистичен.

Чёрный цвет символизирует мрачное восприятие жизни. Человек, любящий чёрный цвет, воспринимает жизнь в тёмных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его мечты и идеалы в жизни недостижимы. Если ребёнок предпочитает всем цветам чёрный — это говорит о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Чем предпочтительнее этот цвет, тем сильней угроза психике, тем драматичнее состояние ребёнка.

Если ребёнок рисует чёрным цветом контуры, не раскрашивая их, это нормально. А вот если он любит раскрашивать свои рисунки чёрным цветом, это плохо. Черный цвет, можно сказать, сам по себе цветом не является, он просто поглощает все световые потоки.
Поэтому чёрный — это цвет отрицания, протеста, негативизма, депрессии, замкнутости, подавленности, тревоги, страхов.
К тому же важно, ЧТО ребёнок раскрашивает в чёрный цвет. Это что-то, вероятно, нанесло ему психологический удар.
Основные качества ребенка, предпочитающего черный цвет: подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях.

Как цвет угрозы, совершенно противопоказан детям. Дети редко предпочитают его, но если ребенок предпочитает всем цветам черный — это свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике и о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Чем предпочтительнее цвет, тем сильней угроза, тем драматичнее состояние ребенка. Ваш ребенок неуверен в себе, ему неуютно и он несчастлив.

Серый цвет, тоже абсолютно противопоказанный детям, означает рутину, беспросветность, безрадостность, отторжение, бедность, усталость.

Выбор в качестве третьего любимого цвета коричневого, особенно тёмно-коричневого цвета в сочетании с чёрным и серым означает физическое истощение, переутомление.
Основные качества ребенка, предпочитающего серый цвет: «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит, рассудительность.
Противопоказанный детям и означающий рутину, беспросветность, отторжение, бедность. Чаще всего «серые» дети очень тихие, несмелые, замкнутые. «Серая» ситуация возникает, когда ребенка отгородили или он сам отгородился от других детей. Если человек не может определить, нравится ему серый цвет или нет — это первый признак усталости.

Полосатые вещи любят люди, которые чётко знают, зачем живут, ставят перед собой конкретные цели и достигают их, ощущают себя сильными, способными справиться с любыми житейскими проблемами. Их отличает трезвый взгляд на вещи: жизнь — ведь она тоже полосатая, поэтому разумней спокойно относиться как к удаче, так и неудаче.

Основные качества ребенка, предпочитающего белый цвет : свежесть, ясность, честность, чистоплотность, одиночество, пустота.
Дети, предпочитающие белый цвет, исключительно редки. Выбор этого цвета говорит о наличии абсолютно противоположных черт характера. Вообще белый, серый, черный — это очень взрослые цвета. В детской психологии эти цвета трактуются, как самые нейтральные, зачастую они даже трактуются как отсутствие цвета вовсе. Они редко вызывают какие-либо эмоции (но если, конечно, они не используются в больших количествах: много черного удручает и расстраивает ребенка, вызывает страх, а обилие белого — ощущение пустоты и одиночества). Если ваш ребенок явно предпочитает именно белый цвет, это говорит о его душевной хрупкости, нервной напряженности, часто — об отсутствии любознательности и жизненной энергии. Родителям такого ребенка следует максимально разнообразить жизнь ребенка, отвлечь его, привнести яркие ощущения и цвета.

Несколько примеров консультаций родителей

Елена Логина : “У меня дочке 4 года. С детства отдает предпочтение розовому, голубому и желтому. Красный просто отвергает. А сыну через месяц будет 8. С самого детства любил все красное. А сейчас говорит: Нет красный мне не нравится. Я люблю желтый и синий. То ли под воздействием окружающего мнения, что красный цвет девчачий, то ли в самом деле что-то сменилось в его внутреннем мире…”

Ответ : у Вашей дочери гармоничный характер — все цвета, выбранные ею, дополняют друг друга. Основные черты её характера — беззаботность, веселье, мягкость, доброжелательность, оптимизм, любовь к свободе и самостоятельности. Подробнее о каждом из цветов, выбранных девочкой, Вы можете почитать, если прочтёте тему с начала.
У сына же Вашего произошла смена приоритетов — стремление к бурной деятельности и лидерству (выбор красного цвета) сменилось желанием свободы и покоя (выбор жёлтого и синего цветов). Ребёнок пока в нормальном психологическом состоянии, но ему требуется отдых от регламентированной школьной работы. Хорошо, что скоро праздники и летние каникулы!
А красный цвет ни капли даже не «девчачий»!

Любимые цвета девочек, обычно отвергаемые мальчиками — розовый и сиреневый (лиловый). Красный же цвет как раз нравится мальчикам даже чаще, чем девочкам.

Елена Логина : Спасибо большое! Он и в самом деле устает. У него куча разных дополнительных занятий. Все ему нравится, всем хочет заниматься, если видим что устал, не заставляем идти но все таки видимо устает. А про дочу так и есть! Спасибо еще раз!

Ольга Титарова : А моя дочка (5 лет) любит цвета яркие и разные! Когда в саду подписывали открытку к празднику, нарисовала каждую букву разным цветом. Как-то на занятиях была вместе с ней, надо было рвать разноцветную бумагу на мелкие кусочки и наклеивать на фон. Старалась чтобы рядом не оказывалось кусочков одного цвета. Это о чем-то говорит?

Ответ : эта ситуация абсолютно нормальна для здорового гармонично развивающегося дошкольника, воспринимающего мир во всей его красочности и многообразии. Личность Вашей дочери ещё не сложилась, характер толком не определился, что в пятилетнем возрасте нормально и обычно.

Пример : Моему младшему сыну 3 года. Он постоянно использует только синие, оранжевые, зелёные цвета. А вот потом зарисовывает порой всё чёрным . И говорит, что так красиво.
Рисует в основном кружочки, дорожку с песочком, и колобка, который катиться.

Ответ : детям этого возраста нравится рисовать контрастными цветами. Рисование колобков Вашим сыном типично, так как первая фигура, которую дети рисуют — это круг.
Закрашивание рисунка чёрным цветом после завершения процесса рисования означает, что ребёнок больше не хочет рисовать. Чёрный цвет считается цветом отрицания. Если ребенок рисовал-рисовал, а потом взял и всё чёрной краской замазал, это следует понимать так: «Я устал и мне надоело рисовать!»

Вопрос : Сыну 1г. 8мес. Очень любит рисовать на себе , задирает кофточку, рукава, на ножках. Уже переключился на меня. При каждом удобном случае пытается изрисовать. С чем это связано?

Ответ : Ваш сын — младенец. Он не рисует, а просто калякает. Ему нравится сам процесс проведения линий, всё равно на чём. Плюс, наверное, ощущения от прикосновения грифеля карандаша или стержня фломастера к коже. На Вашем месте я бы такой «боди-арт» запретила, а ребёнку установила границы ; «Вот тебе бумага и картон, хочешь — рисуй на них. Не хочешь — я заберу фломастеры!» Если ребёнок будет продолжать разрисовывать себя и Вас, спрячьте от него фломастеры, ручки и карандаши в недосягаемое место на полгода-год. Подрастёт — поумнеет.

Когда малыш берет в руки карандаши или кисточку и краски, это всегда вызывает умиление и восторг у родителей. Первые «каляки-маляки» многие мамы и папы хранят трепетно и нежно всю жизнь. Но рисунки крохи часто вызывают немало вопросов у родственников, которые хоть что-то слышали о психологическом «цветном» тестировании. Особенно часто обеспокоенные родители задаются вопросом, почему малыш рисует мир в черном цвете и что это означает?


Выбор цвета

Цветовой тест, разработанный доктором Максом Люшером,- это метод диагностики психофизического состояния человека. Он основан на цветовых предпочтениях. По тому, какой цвет выбирает испытуемый в качестве любимого, можно определить уровень его стрессоустойчивости, психическое состояние в этот момент жизни, активность, способность налаживать контакты и даже предпочтения в профессиональной ориентации. Люшер утверждал, что выбор цвета - это наше «бессознательное», и его метод диагностики является «глубинным», то есть идущим из подсознания, а потому наиболее точным.


Рисунки ребенка могут многое рассказать о его психоэмоциональном состоянии

Особенности цветовосприятия у детей

Макс Люшер, безусловно, выдающийся психолог, и придуманный им тест сегодня – один из наиболее важных для профессионального тестирования военных, сотрудников полиции и т.д. Но вот применим ли он к детям? Насколько достоверными будут результаты, если по методу доктора Люшера анализировать детский рисунок?

Начнем с того, что дети видят мир несколько иначе. Новорожденный вообще не различает цветов, воспринимает лишь контрастные сочетания – черное - белое, например. От 6 недель до 2 месяцев от роду кроха начинает видеть очертания предметов и свой первый цвет - красный. Постепенно он становится способен воспринимать и другие яркие цвета. К 3 годам малыш прекрасно различает синий, зеленый, желтый, в 3,5 года – черный, серый, коричневый.

Но ни в 1 год, ни в 2, ни в 3 ваш кроха при рисовании не выбирает краску целенаправленно. Иными словами, ребенку совершенно все равно, каким цветом раскрасить домик, машинку или портрет мамы, лишь бы краска была контрастной по отношению к листу бумаги. А какой цвет лучше всего видно на белом? Правильно! Черный!

Свое отношение к выбору цвета малыш начинается менять к 4 годам. Вот тогда он уже сам стремится рисовать красным, синим, зеленым и желтым.

Поэтому рисование черной краской до определенной поры не должно настораживать родителей и вызывать у них опасения. А тест Люшера к рисункам малышей практически неприменим. Психологи рекомендуют начинать цветовое тестирование к 8 годам. Ведь окончательное «цветное видение» окружающего мира у ребенка формируется примерно в 8-10 лет.

Причины

Диагностировать какие-либо проблемы психологического или того хуже психиатрического характера у ребенка лишь по рисунку не возьмется ни один даже самый гениальный психолог. Все специалисты знают, что составить более-менее внятную картину можно только соединив несколько методик: тест Люшера и беседу- описание, например. Мало одного детского рисунка черной краской, он должен рассказать, что и зачем он изобразил.


Какие могут быть причины у здорового ребенка рисовать картины в черных тонах?

  • Кризис 3 лет. В этом возрасте малыши начинают проявлять невероятное упрямство, отрицание и даже негативизм. Если кроха раньше заметил, что его творчество черной краской не вызывает у мамы восторга, озадачивает или даже пугает ее, он может решить для себя, что этот цвет маме не нравится. Тогда он намеренно будет раскрашивать картинку именно черным.
  • Начинающаяся болезнь или ненастная погода. У детей от 1 года до 5 лет очень развита чувственная сфера. Но не все малыш может выразить при помощи слов, как это делают взрослые. Если ребенок чувствует, что начинает заболевать, у него недомогание, он, еще не понимая толком происходящего, может начать выражать свое самочувствие в рисунке. А если за окном грязь, слякоть, и преобладают серые, черные, коричневые цвета, то он просто может изображать все, как есть – грязное, черное, мрачное. Ни в случае начинающейся болезни, ни в случае реакции на погоду нельзя говорить о нарушениях психоэмоциональной сферы у ребенка, если он рисует в траурных тонах.
  • Развитая фантазия . Часто дети, рисуя, одухотворяют картину. Они искренне верят, что изображенный домик - самый настоящий, или в нарисованной коробке можно что-то хранить. Если малыш закрашивает рисунок черной краской, он, вероятно, так пытается спрятать что-то в домике или коробке. Чтобы понять это, достаточно спросить его, что спрятано за чернотой? Для ребенка имеет значение не цвет, а информативное содержание его картины.
  • Темная одежда. Малыши, которым мамы покупают практичные темные вещи, которые меньше пачкаются, наиболее часто изображают на своих рисунках мир в черном цвете. Почему так происходит? Да просто они любят рисовать черным, поскольку привыкли ассоциировать себя с темным, а рисунок для крохи - частичка себя. Кстати, психологи утверждают, что дети, в гардеробе которых преобладает темная гамма, болеют чаще своих ярко одетых сверстников. Рекомендация тут одна – меняйте ребенку цвет одежды, и общий тон его художественных изысков обязательно станет ярче.


Темная одежда ребенка может отрицательно влиять на его здоровье и настроение

Когда начинать бить тревогу?

  • Если помимо рисунков черной краской ребенок демонстрирует другие странности в поведении. Например, сын или дочь рисует «черноту», и при этом почти не контактирует с ровесниками, взрослыми (кроме родителей), страдает ночными кошмарами, проявляет агрессию по отношению к животным и людям.
  • Если вашему ребенку уже 10 лет, а он продолжает рисовать черной краской, это может говорить о нарушениях психологического плана.
  • Если в рисунках ребенка преобладают агрессивные сюжеты – война, убитые люди, перечеркнутые черным лица, повторяющееся сочетание черного и красного цветов.
  • Если ребенок всегда рисовал яркие картины, а после каких-то определенных неприятных ситуаций в жизни начал использовать в своем творчестве только черный цвет , это может быть проявление послестрессового синдрома.


Рисунки малыша, несущие в себе негатив, могут говорить о перенесенном стрессе

Мнение психолога

Каждый детский рисунок, как и его автор, уникальны и неповторимы. «Причесывать» всех детей под одну гребенку нельзя. Взрослые должны понимать, что нет на свете цветов хороших и плохих. Это лишь цвета. Значение имеет совокупность факторов. Чтобы понять, почему малыш рисует то или иное, важно знать, в каком настроении он взял в руки карандаши, о чем он думает в момент создания рисунка, как он себя чувствует.

Нередко цветовые тесты пытаются проводить в детских садах «умные» и «образованные» психологи с «многочисленными рекомендациями». Была бы моя воля, такие эксперименты я бы запретила на законодательном уровне. Потому что, каждый, кто изучал возрастную психологию в университете, как дважды два знает, что тестировать дошкольников тем же методом Люшера – неинформативно. И уж тем более делать какие-то негативные выводы на основе черно-белого творчества дошкольника!

Видеоконсультацию психолога о том, почему рисунок рисует черным, смотрите ниже:

Единственная допустимая диагностика по рисунку имеет право на существование при подготовке к школе. Школьный психолог может попросить шестилетнего ребенка нарисовать свою семью, например, или себя самого. И вывод будет делать строго ограниченный – умеет ли малыш рисовать пропорционально, и хорошо ли развита у него рука для последующего письма. И никаких тебе «рисует черным – значит, маньяк!».

Если ребенок рисует маму в черном цвете, себя, кота Ваську и соседку тетю Катю и при этом остается жизнелюбивым и позитивным ребенком, любит маму и кота, не боится соседку, ничего страшного, как мы уже выяснили, нет. Просто так ему больше нравится. Но если у крохи конфликт с кем-то из членов семьи, и изображать черным он начинает именно этого человека, стоит обратиться за консультацией к детскому психологу или арт-терапевту.


В большинстве случаев ребенок рисует черным, потому что ему так нравится

Как выяснить, что ребенок имел в виду, создавая черную картину? Да очень просто. Детально расспросите его о сюжете рисунка. Выясните, кто, почему и зачем изображены на ней. Задавайте наводящие вопросы, чтобы чадо смогло более конкретно сформулировать мысли. И если ребенок сумеет рассказать, то по поводу бессознательного выбора черной краски переживать не стоит.

Впрочем, если малыш начал рисовать черным после какого-то стресса, не спешите записывать его в число депрессивных, страдающих людей. Рисунок для ребенка - способ выхода внутренней энергии. Не исключено, что по прошествии нескольких дней гамма изменится на более яркую. Если «темный период» в творчестве затянулся, и появились физические признаки неблагополучия малыша, проконсультируйтесь со специалистами. Они с помощью дополнительных методик смогут выяснить, что произошло и как помочь юному художнику.


Посмотрите видео, в котором психологом высказано одно из мнений по поводу того, почему ребенок может рисовать черным цветом: