Развитие ребенка в восьмой месяц жизни. Развитие ребенка на восьмом месяце жизни Что умеет младенец в 8 месяцев

У вас родился ребёнок? Перед вами сразу же возникает множество проблем. Тем более по мере взросления малыша. Тем более если вы переживаете из-за каких-либо отклонений от нормы. К примеру, что делать молодым родителям, если в 8 месяцев ребёнок не сидит? Обычно к данному возрасту малыши осваивают этот навык.

Чаще всего в случае, если в 8 месяцев ребёнок не сидит, родители обращаются за консультацией к неврологу, который и определяет, индивидуальная ли это особенность при общем здоровье крохи или же некое отставание в развитии. На самом деле не стоит особо переживать по этому поводу. Любые отставания можно с лёгкостью исправить или догнать в возрасте до одного года.

В 8 месяцев ребёнок не сидит - нормально ли это?

Рождение крохи - прекрасный момент в жизни молодых родителей. Они счастливы и радуются каждому новому движению малыша. Однако забывать о том, что процесс развития должен идти по всем правилам, не стоит. Каждый возрастной этап предполагает приобретение ребёнком определённых навыков. Современная литература подробно описывает эти моменты. Молодые родители об этом знают. Что же им делать, если в 8 месяцев ребёнок не сидит? Ведь в этом возрасте он должен быть уже вполне самостоятельным. Он должен свободно переворачиваться на спину с живота, использовать руки как опору. То есть быть достаточно физически развитым. Ну а если в 8 месяцев ребёнок не сидит, это уже не совсем нормально.

Возможные причины

Итак, почему же это происходит? Что умеет ребёнок в 8 месяцев вообще? Почему он не сидит? Возможно, ему необходима ваша помощь. Вероятно, на эту задержку в развитии повлияла маловодие или многоводие, угроза прерывания беременности. Одним словом, чтобы помочь малышу, придётся приложить максимум усилий. Не сидеть ребёнок может также из-за некоторых осложнений после вакцинации, гипоксии, врождённых пороков развития, повышенного внутричерепного давления. Хотя случается и так, что кроха просто ленится, потому и не хочет приобретать новые навыки. Все эти моменты влияют на психомоторику ребёнка. Таким образом, причин может быть много. В общем, задержка физического развития - это и задержка развития психики. Соответственно, необходимо вовремя начинать комплексное лечение. Иначе в дальнейшем могут возникнуть серьёзные проблемы. Однако и самостоятельно диагноз ставить не стоит.

Ищите хорошего врача

Каждый хороший специалист сразу же скажет, что умеет ребёнок в 8 месяцев. Потому к выбору врача необходимо подходить очень грамотно. Вы можете не до конца понимать все особенности развития крохи, потому и определить причину сразу же не сможете. Лечение начинается только после того, как своевременно будет поставлен диагноз. В 8-месячном возрасте малыш обязательно должен сидеть.

Следите за ребёнком

Далее. Необходимо внимательно присматриваться, почему ребёнок не сидит в 8 месяцев. Если он регулярно ёрзает или же качается, если не может правильно сесть на коленки или просто так принять правильное сидячее положение, значит, это задержка в развитии малыша. На самом деле кроха должен уверенно сидеть уже в 7 месяцев. Так, как и взрослый человек. Если этого всё-таки не произошло, обязательно обратитесь к специалисту, не забывая строго придерживаться его рекомендаций.

Занимайтесь с малышом

Не забывайте и о том, что за малышом необходимо всё время очень внимательно наблюдать. Со скольки дети сидят, должен знать каждый из родителей. Само собой, и научить самостоятельно принимать нужную позу. Возможно, ребёнок просто не видит в этом никакой потребности? То есть, если ваш малыш постоянно лежал, а вы помогали ему встать, он и не задумывался о том, что ему нужно было работать лично. Сажайте ребёнка как можно чаще. Как только он проснулся и покушал, выделите время на обучение этому. При этом можно использовать необычные, яркие музыкальные игрушки. Кроху в это время необходимо сажать рядом с собой. Ребёнок со временем к этому привыкает. Он понимает, что играть сидя удобнее, чем лёжа.

Стоит задуматься ещё и о гимнастике. Делайте акцент в этот момент на приседаниях. Чаще всего крохи для начала учатся ползать на четвереньках и только после этого садятся. Это является одним из видов нормы. Так что раньше времени волноваться не стоит. Постарайтесь научить сидеть его сами. Для этого стоит давать ему возможность принять нужную позу при гимнастике.

Массаж

И ещё один немаловажный момент, который не стоит упускать родителям, если ребёнок не сидит в 8 месяцев. Причины могут быть разными. Но при любых отклонениях не помешает хороший массаж, регулярно выполняемый специалистом. Этот способ даёт возможность также лечить даже очень сложные заболевания.

Активное воздействие на определённые сосуды, нервы и мышцы позволяет привести тело малыша в тонус, тем самым улучшая его состояние. Курс массажа назначается при многих сложных диагнозах. И это практически всегда приводит к положительным сдвигам. В принципе, курс массажа рекомендуется детям, независимо от их состояния здоровья. Это ускоряет развитие и дарит крохам удовольствие от самого процесса.

Одним словом, если в 8 месяцев ваш ребёнок ещё не сидит, не стоит сразу же паниковать. Просто верьте в лучшее. Если родители быстро отчаиваются и нервничают, добиться особых успехов будет не так и просто. Необходимо стараться прикладывать все усилия, чтобы оставаться уравновешенными и спокойными. Тем более что самые страшные диагнозы могут оказаться ещё и ошибочными. Грамотный подход позволяет решить проблемы и изменить ситуацию.

Развитие ребенка в 8 месяцев происходит во всех направлениях – физическом, эмоциональном, психологическом и социальном. Для младенца открываются новые возможности, в этом возрасте можно услышать первые слова. Родителям важно знать, какие умения крохи целесообразно развивать на восьмом месяце жизни, чтобы младенец не отставал от сверстников.

Фото с сайта pixabay.com

Прибавка веса восьмимесячного ребенка заметно снижается. Если ранее кроха набирал не менее 600 г, то сейчас нормой является 500-550 г. Снижение прибавки массы тела вызвано повышенной двигательной активностью.

У 8-месячного ребенка происходит незначительное сжигание подкожной жировой клетчатки, которая заменяется мышечной тканью. Благодаря этому кроха становится более подтянутым. Средний вес детей в этом возрасте 8-9 кг, конечно, у мальчика он выше, нежели у девочки.

Родителям важно знать нормы веса ребенка в 8 месяцев. Недобор или перебор влияет на физическую активность и способности грудничка.

Как и набор веса ребенка в 8 месяцев, так и рост также может немного замедляться. Нормой считается прибавка в росте на 1,5-2 см в месяц. Вес и рост увеличиваются прямо пропорционально. Если есть дисбаланс между этими показателями, то стоит посетить педиатра.

Средний рост ребенка в этом возрасте 67-71 см, девочки в 8 месяцев немного ниже мальчиков.

Таблица с нормами роста, веса, окружностей

В таблице приведены нормы роста и веса ребенка в 8 месяцев.

В таблице веса и роста указаны нижние и верхние допустимые границы. Показатели, которые выходят за пределы нормы, являются патологией. Конечно, рассматривая рост и вес, стоит учитывать наследственность.

Таблица окружностей.

Психическое и эмоциональное развитие в 8 месяцев

Между грудничком и мамой установлен тесный контакт. Связь очень сильная, по мере психического развития малыша в 8 месяцев увеличивается привязанность. Младенец болезненно реагирует на отсутствие мамы, разлука становятся травмой для него. Однако, если она находится рядом, кроха может самостоятельно играть, не мешая ей выполнять работу по дому.

Ребенок должен играть не менее 10 мин. в день. Необходимо приучать его к самостоятельности.

Страх перед незнакомыми людьми в доме снижается, конечно, при этом рядом должны находиться родители. Кроха готов к общению со сверстниками. Ребенок в 8 месяцев начинает понимать речь родителей, поэтому выполняет их просьбы. Общение становится более налаженным и плодотворным. В этом возрасте стоит приложить максимальные усилия для развития умений младенца, труды будут результативные.

Что умеет ребенок в 8 месяцев

Дети в 8 месяцев умеют следующее:

  • откликаются на свое имя, могут приползти, когда их позовут;
  • выполняют примитивные просьбы, например, «подай игрушку»;
  • указывают на предмет, о котором говорит взрослый;
  • различают цвета;
  • собирают пирамидку;
  • могут здороваться и прощаться жестами – машут ручкой, тем самым говоря «пока» и «привет», умеют показать игру «Ладушки»;
  • с удовольствием смотрят в зеркало, улыбаются, целуются, стесняются;
  • понимают команду родителей «нельзя», реагируют на нее эмоциями, могут выражать протест или злость, корчить злую гримасу;
  • знают, что делать с предметами – мячик нужно кидать, погремушкой трясти, кубики складывать;
  • повторяют действия взрослых;
  • могут произносить «ма-ма», «па-па».

Малыш в 8 месяцев может стать инициатором игры: он самостоятельно предложит во что поиграться. Например, мальчик 8 месяцев может принести любимые машинки маме, а дочка – набор посуды.

Как развивать восьмимесячного ребенка

У ребенка в 8 месяцев развиты тактильные ощущения. Он познает новое, дотрагиваясь, ощупывая предметы. Затем младенец может попробовать их на вкус. Следует учитывать эту особенность развития ребенка в 8 месяцев. Необходимо привлекать к играм предметы разные по форме, текстуре (мягкие, твердые, наполненные водой, опилками), с шероховатой поверхностью, липкие, теплые, холодные.

Ребенку 8 месяцев проще высказывать свои эмоции, он показывает жестами и мимикой, точно указывает на интересующий предмет. Родителям стоит реагировать на его просьбы, не пропускать их мимо ушей.

Но нельзя позволять крохе манипулировать собой. Необходимо сразу пресекать это.

Для развития памяти и восприятия родителям необходимо показывать картинки в книгах, рассказывать, что на них изображено. Стоит приобрести мягкие пазлы, собирать их вместе с 8-месячным грудничком. Хорошо развивают стаканчики-вкладыши, сортеры, пирамидки. В процессе игры нельзя ругать за неудачи, а все достижения необходимо поощрять.

Для нормального эмоционально-психического развития ребенка в 8 месяцев важно рассказывать крохе об эмоциях, чтобы он умел правильно реагировать на определенные ситуации. Например, рассматривая книгу, нужно говорить: «Посмотри, девочка плачет, она испугалась» или «Мальчик довольный, он улыбается». Необходимо приучать младенца к вежливости, говорить «Спасибо», «Пожалуйста». Для развития речевого аппарата важно много общаться.

Двигательная активность

Ребенку в восемь месяцев под силу ползать и подниматься на ножки, поэтому он активно исследует все пространство в квартире. Он не видит преград, может перелезть, есть есть помеха. Это как раз тот период, когда все опасные предметы нужно прятать как можно выше. Манеж уже не удержит грудничка в 8 месяцев, так как он подключит смекалку и запросто из него выберется.

Что умеет

К 8 месяцам ребенок умеет делать следующее:

  • переворачиваться без посторонней помощи на бок, живот или спину;
  • самостоятельно садиться из положения лежа;
  • ползать вперед и назад;
  • удерживать чашку ручками, когда пьет из нее;
  • вставать на ножки, придерживаясь за опору;
  • залезать на диван или стул;
  • ходить, держась за обе руки взрослого;
  • брать небольшие предметы пальчиками, удерживать их непродолжительное время;
  • брать игрушки сразу обеими руками.

В этом возрасте ребенок может делать многое, но ему не под силу ходить, самостоятельно кушать или одеваться, зато 8-месячный малыш умеет снять шапку с головы или носочки.

Как развивать

Фото с сайта ivona.bigmir.net

Чтобы усовершенствовать освоенные навыки и развить новые, стоит укреплять мышечный аппарат малыша. Грудничок в 8 месяцев должен много двигаться. Не стоит по первому желанию малыша выполнять его просьбы. Если ребенку нужна игрушка, которая лежит далеко от него, пускай он сам ее возьмет.

Если малыш выбрасывает из кроватки игрушки, можно привязать их за веревку. В следующий раз, когда он выбросит их, то сможет самостоятельно достать, подтянув к себе. У ребенка в 8 месяцев будет развиваться не только физическая активность, но и смекалка.

Также следует бросать друг другу или перекатывать мячик, можно приобрести набор для игры «Рыбалка». С ее помощью возможно улучшить координацию движений и концентрацию внимания.

Для формирования крепкого мышечного аппарата нужно учить подтягиваться на руках, больше топать ножками с поддержкой за ручки. Если нет медицинских противопоказаний, то можно использовать ходунки.

Медицинские вопросы

Малыша в 8 месяцев жизни нужно показать педиатру. На плановом осмотре врач измерит основные параметры тела, даст рекомендации по физическому развитию и кормлению.

Если ребенку к этому возрасту не были сделаны прививки, согласно прививочного календаря, то их необходимо доделать. Восьмимесячный младенец должен быть привит от таких болезней:

  • дифтерия, столбняк и коклюш – три АКДС;
  • гепатит – 3 вакцины;
  • полиомиелит – три укола.

Образ жизни

У ребенка 8 месяцев жизни достаточно активный образ жизни. Он желает познавать новое, открыт к общению. Грудничок любит подвижные игры, поэтому все свободное время играет. Даже во время уличных прогулок ребенок не спит. Он рассматривает все вокруг, обращает внимание на других деток, копирует их поведение.

Режим

Режим очень важен для детского организма. Активному 8-месячному ребенку нужен полноценный отдых, чтобы чувствовать себя хорошо. Если младенец будет мало спать, то возможно перевозбуждение нервной системы и неврологические нарушения в будущем.

Важно, чтобы физическое развитие не мешало психическому.

Идеальный распорядок дня для ребенка в 8 месяцев – подъем утром, кормление, игры, зарядка, кормление, сон, игры, кормление, прогулка, кормление, сон, игры, кормление, прогулка, купание, массаж, кормление, ночной сон.

Кормление

На возраст 8 месяцев приходится 5-6 кормлений, ночные, как правило, отсутствуют. Если ребенок проснется ночью поесть, то можно дать грудь или компот из бутылочки.

Грудничка, который находится на грудном вскармливании, стоит прикладывать к груди утром и вечером перед сном. Остальные приемы пищи заменить прикормом. Аналогично поступать при .

Ребенку в 8 месяцев можно давать такие продукты:

  • фруктовые или овощные пюре, например, картофельное, тыквенное, кабачковое, яблочное;
  • кисломолочные продукты – творог, йогурт или кефир;
  • мясное пюре, лучше из кролика или телятины;
  • пшеничный хлеб;
  • галетное печенье;
  • молочная или безмолочная каша.

Прикорм должен заменять 3 кормления грудью или смесью.

Сон

Ночной сон у ребенка в 8 месяцев должен быть продолжительностью 10-11 ч., дневной – 2 раза по 1,5-2 ч.

Уход

Уход остается неизменным. Это водные процедуры по утрам, купание перед сном, гигиена после прихода с улицы. Поскольку у малыша в 8 месяцев может быть повышено слюноотделение, то желательно чаще менять одежду, надевать слюнявчик.

Купание

Купать 8-месячного ребенка необходимо ежедневно в ванне. Поскольку кроха умеет сидеть, можно набирать воды по пояс, давать игрушки и позволять ему плескаться 15-20 мин., но оставлять его одного нельзя, чтобы он не нахлебался воды.

Прогулки

Гулять нужно много, особенно летом в хорошую погоду. Пускай кроха играет в песочнице со сверстниками, колесит в коляске и рассматривает окружающий мир. Продолжительность прогулки не должны быть менее 2 ч. Зимой стоит сокращать время до 1 ч. При морозе больше -10 ˚С лучше остаться дома, чтобы у 8-месячного ребенка не было обморожения.

Массаж и гимнастика

Восьмимесячный грудничок привык к массажу, поэтому не стоит отказывать ему в удовольствии. После купания нужно аккуратно массировать все тело, перебирать пальчики, мять стопы и ладошки. В этот момент важно забавлять малыша, петь песенки.

С ребенком в возрасте 8 месяцев можно выполнять такие упражнения:

  • Ходьба на руках. Ребенок должен упереться руками в твердую поверхность. Нужно взять его за ножки, приподнять и стимулировать на ходьбу, раскачивая тело из стороны в сторону. Кроха попытается идти на руках. Это очень полезно для укрепления мышц.
  • «Карусель». Нужно взять ребенка за ножки и ручки, раскачивать из стороны в сторону. Это улучшает вестибулярный аппарат.

Если малыш не желает заниматься, заставлять не стоит.

Игры

Развивающие игры вызывают массу положительных эмоций у ребенка 8 месяцев. Особенно любят дети прятки, догонялки. Мальчика в 8 месяцев интересуют машинки, можно вместе с ним устроить гонки. Но не нужно забывать про пассивные игры, например, «Ладушки», «Сорока-ворона».

Возможные проблемы

Зная календарь развития ребенка в 8 месяцев, легко выявить отклонения:

  • грудничок не умеет ползать, переворачиваться, садиться, вставать на ножки, отсутствует хватательный рефлекс – неврологические нарушения, возможны проблемы опорно-двигательного аппарата, нужна помощь невролога, ортопеда;
  • младенец не произносит звуки, не лепечет – это может быть как патология, так и норма, следует обратиться к логопеду и неврологу;
  • отсутствуют эмоции, беспричинный плач – неврологические или психические отклонения, нужна консультация психиатра, невролога.

Мама должна вовремя реагировать на любые отклонения в развитии от нормы. Самостоятельно решать возникшую проблему нельзя.

Развитие ребенка индивидуально, одни отстают от сверстников, а другие, наоборот, умеют больше, нежели положено по возрасту. Развивая малыша в 8 месяцев, нужно учитывать особенности его характера, готовность к обучению. Спокойным детям подойдут сидячие игры, а активным – подвижные.

Мне нравится!

Ваш ребенок перешагнул новый рубеж! Вам 8 месяцев! Малыш развивается уже не так стремительно, как в первые 6 месяцев, однако наблюдать за ним все интереснее, проводить с ним время все занятнее, и он становится таким непоседой! Он во всю интересуется игрушками, у него наверняка есть режим, свой характер, формируются даже пищевые привычки и предпочтения. Он узнает знакомых людей, учиться ползать или уже во всю осваивает домашние территории, пытается стоять у опоры, корчит рожицы в зеркале, пробует себя в танце и даже начинает шкодить. С каждым днем вы устаете к вечеру все больше, малыш требует вашего внимание все более интенсивно.

Что новенького?

Он продолжает впитывать в себя знания, подмечать все происходящее, он уже начинает запоминать последние события. Если малыша что-то расстроило, его легко отвлечь, и он переключает внимание на что-то новое. Кроха уже понимает положение предметов в пространстве, может вкладывать друг в друга. У некоторых появляется «пинцетный захват» - может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами. Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Проявляет повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность. Малыш начинает копировать действия мамы, поэтому показывайте, как катать машинки и взаимодействовать с прочими игрушками, а также обращайте внимание крохи на звуки, производимые окружающими существами и предметами. В его речи уже можно различить «папа» или «мама» - это ещё не то чтобы первые слова, но новые звукоподражания. В этом возрасте лепет вашего малыша содержит практически все звуки. Ваш карапуз уже начинает узнавать себя в зеркале и на фотографиях. Ребенок с удовольствием слушает музыку, песенки, он будет рад, если вы покружитесь с ним или потанцуете. Малыш может слушать, как вы поете или сам будет пытаться петь и пританцовывать ножкой. В этом возрасте также появляются первые страхи. Это может быть боязнь чужих людей, шумных предметов - пылесоса, миксера и других. Просто обнимите кроху, приласкайте, эти страхи пройдут довольно скоро.

Не следует считать, что ребенок должен самостоятельно всему учиться. Вы можете подтолкнуть его развитие в нужном направлении. Ползание является естественным упражнением для тела, оно тренирует все мышцы ребенка, поэтому лучше, чтобы он не пропускал эту стадию. Если малыш начинает рано ходить, у него могут быть кривые ножки или позвоночник. Ходьба требует особого контроля над телом, к этому может оказаться не готова нервная система, вследствие чего начнут развиваться психосоматические заболевания. Помогите малышу лучше ползать, играйте с ним, ползайте вместе с ним, догоняйте его или убегайте от него именно таким образом. Не сажайте ребенка в ходунки. Безусловно, это удобно для родителя, но для мышечного корсета и костной системы ребенка это слишком ранняя и большая нагрузка. Лучше всего помогать ему развивать навыки при помощи игр. Для ползания можно использовать специальные наколенники.

Как выглядит ребенок в 8 месяцев






Физическое развитие ребенка в 8 месяцев

Половина детей в этом возрасте самостоятельно садятся, но лечь обратно ребенок пока еще может не всегда. Сидит уверенно, без опоры руками. Поворачивает туловище в стороны, чтобы брать игрушки. Может в положении сидя обернуться и посмотреть назад.

Из положения лежа или положения сидя встает на колени. Начинает вставать во весь рост, выпрямляя колени, держась за поручень манежа или удобные для захвата части мебели. Стоя у такой опоры, переносит вес тела с ноги на ногу. Первое время после того, как сам начинает вставать, сесть обратно самостоятельно еще не может. Начинает перемещаться шагами вбок вдоль подходящих по высоте для захвата ручками ребенка предметов: мебели, поручней манежа и т.д.

Нет необходимости специально стимулировать функцию сидения, стояния и ходьбы. Если ребенок мало передвигается в вертикальном положении, то вместо этого он хорошо осваивает функцию ползания, а затем передвижения на четвереньках. Эти виды передвижения для его возраста более естественны и полезны.

Желательно, чтобы с 8–9 месяцев бодрствование было организовано в огороженном месте на полу или в манеже, где должны быть крупные предметы и другие точки опоры, держась за которые ребенок может самостоятельно вставать и передвигаться. Постарайтесь сделать окружающее ребенка пространство не только безопасным, но и интересным. Расставьте пару ящиков или корзинок с игрушками или с безопасными бытовыми предметами (баночки, кастрюльки, коробочки и т.д.). Таким образом, малыш сможет всегда найти что-то новое и увлекательное для своих игр.

Еда ребенка в 8 месяцев

Сам держит в руке кусок хлеба или печенья, обсасывает, грызет или кусает его. Малыша можно приучить самому периодически откусывать от хлеба во время кормления. Когда пьет из чашки, которую держит взрослый, начинает слегка придерживать ее руками.

Зрение ребенка в 8 месяцев

Тест
Если разместить предметы размерами до 1 мм (изюминка, крошка хлеба) на расстоянии около 30 см от глаз ребенка, то он не только видит их, но и тычет в них указательным пальцем или берет тремя-четырьмя пальцами (щепотью).

Следует помнить, что подобные предметы могут находиться рядом с ребенком только во время проведения теста, в остальное время вокруг малыша не должно быть таких мелких предметов. Иначе он может взять их в рот и поперхнуться. Ваш ребенок способен собирать рассыпанные мелкие предметы в кучку, если вы покажете ему, как это делать. Такие действия могут стать новой увлекательной игрой малыша.

Внимание!

Если ребенок не делает таких движений на протяжении следующих одного-двух месяцев и не берет в руки маленькие предметы, необходимо обратиться к окулисту для проверки зрения.

В этот период малыш не только интересуется статичными объектами, но и следит взглядом за движущимися изображениями людей, животных на экране телевизора. А также начинает узнавать и различать близких людей на фотографии.

Мелкая моторика и игра ребенка в 8 месяцев

Большинство детей правильно берут игрушки, то есть используют захват «клешней», противопоставляя большой палец остальным четырем. Такой крепкий и цепкий захват помогает ребенку с легкостью разрывать газеты и мягкую бумагу.

Игрушками малыш занимается долго и разнообразно:


  • Нажимает и извлекает звуки из пищащей резиновой игрушки.

  • Трясет колокольчиком.

  • Снимает крышку с кастрюльки и стучит, гремит ею.

  • Опрокидывает миску с шарами.

  • Нажимает на кнопки.

  • Дергает за рычажки и т.д.

  • Кидает игрушку на пол, ищет и находит глазами упавшую игрушку.

Появляется интерес к игрушкам, которые разбираются или каким-либо образом вставляются одна в другую по принципу матрешки. Ребенок начинает понимать, что такое емкость, и приходит в восторг, открывая для себя что-то новое: горшочки с землей, собачьи миски с водой, мамин рот, в котором видны зубы, мамину сумочку с множеством необычных вещей. Начинает доставать отдельные предметы из различных емкостей (коробок, сумок, горшков, корзинок и т.д.). Открывает дверцы шкафчиков и интересуется их содержимым.

Ребенок любит, когда с ним играют взрослые. Особенно ему нравится брать и возвращать предметы. Он отдает игрушку взрослому, затем протягивает руку, чтобы получить ее обратно. Малыш находит погремушку, спрятанную в маминой ладони, берет ее и снова отдает маме, чтобы продолжить игру. Ребенок может затеять подобную игру с незнакомым человеком и будет продолжать ее до тех пор, пока тот проявляет к ней интерес. По такому же принципу малыш пробует играть и с мячиком. Он возвращает вам мяч, который вы бросили ему через комнату, и ждет, пока вы вернете его обратно. Если он еще не проявляет заинтересованности к такой игре, надо научить его: толкайте мяч ребенку, при этом словами и жестами поощряйте его тоже толкнуть мяч, делать подобные движения в направлении к вам. Обязательно называйте свои действия: «Смотри, покатили мяч, опять покатили…» Еще нагляднее эта игра становится, когда в ней участвуют оба родителя: ребенок толкает мячик матери, мать - отцу, а отец снова толкает мяч к ребенку.

Все лучше понимает жесты. Шалуну в 8–9 месяцев жизни иногда бывает достаточно погрозить пальцем, чтобы он перестал тянуться к горячему утюгу. Достаточно активно он сам использует жесты для общения. Если ребенок хочет, чтобы близкий взрослый продолжал с ним играть, то он дергает его за руку или нетерпеливо подпрыгивает.

Понимание речи ребенком в 8 месяцев

Ребенок чутко реагирует на тон, которым произносятся слова. Не понимая полностью их значения, он хорошо чувствует оттенки вашего настроения: довольны вы или встревожены, сердитесь или спокойны.

Можно начинать учить выполнять движения по просьбе, например «ладушки», «до свидания», «дай ручку» и т.д. Несмотря на то что смысла этих слов на данном возрастном этапе ребенок еще не понимает, он будет выполнять просьбу. Это своего рода условный рефлекс на факторы, которыми сопровождается обучение: знакомая ситуация, определенная интонация голоса говорящего, жест взрослого. Обучать ребенка подобным действиям полезно и важно для полноценного развития. Делать это можно следующим образом: при повторении инструкций сначала покажите сами, что надо делать, а затем помогите малышу повторить необходимые движения. Например, чтобы обучить ребенка движению «дай ручку», взрослый, протягивая руку к ребенку, просит: «Дай ручку». Одновременно с этими словами берет руку ребенка и вкладывает ее в свою, ласково поглаживает и слегка потряхивает ее. Затем, освободив руку ребенка, взрослый вновь протягивает свою и опять просит: «Дай ручку». Если ребенок уже сам пытается двигать рукой в ответ на это, то взрослому остается только правильно направить движение руки ребенка. И так несколько раз подряд, пока ребенок сам не будет протягивать руку в ответ на ваш призыв. Веселее и эффективнее обучать движениям по просьбе или команде в виде игры. Сообщите ребенку, что сейчас будете играть в «ладушки». Возьмите его ручки, хлопайте ими в ладоши и пойте песенку: «Ладушки, ладушки, где были? - У бабушки. - Что ели? - Кашку. - Что пили? - Молочко. Полетели, полетели и на голову сели». При этом ручки ребенка «летят и садятся ему на голову» сначала, естественно, с вашей помощью. Игра должна вызывать радость и восхищение ребенка. Тогда он сам постепенно начнет хлопать в ладоши и опускать руки на голову, пока вы поете эту песенку.

В этот возрастной период наблюдается более четкое различие реакции на свое и чужое имя. Попробуйте позвать ребенка по имени, и он тут же откликнется: повернется, найдет вас взглядом, заулыбается - конечно, если будет пребывать в соответствующем настроении. Попробуйте тут же произнести какое-нибудь другое, малознакомое ему имя - и вы увидите, как пропадет интерес ребенка. Если же с самого начала назвать чужое имя, то ребенок или не реагирует, продолжая заниматься своими делами, или смотрит на говорящего спокойно, без признаков эмоционального вовлечения.

На вопрос «Где?»: «Где телевизор?», «Где лампа?», «Где окно?» малыш может найти взглядом названный объект, находящийся на одном, постоянном месте. Иногда даже пытается подползти к предмету. По сравнению с предыдущим месяцем может найти уже не 1–2, а больше объектов, находящихся на одном, постоянном месте. Когда у малыша спрашивают «Где мама?», «Где папа?», то он переводит взгляд с одного родителя на другого.

Продолжайте активно разговаривать с ребенком. На прогулке показывайте ему кошку, собаку, машины, правильно называйте их и рассказывайте, кто как «говорит» и шумит. Например, как выглядит и лает собачка - «ав-ав», как мяукает кошка - «мяу-мяу», как крякает уточка - «кря-кря», как машина едет - «трр-р», паровоз гудит - «уу-у» и т. д. Те же объекты можно показать и на картинке в книжке.

Когда вы даете ребенку игрушки, то называйте их правильно: «Возьми собачку, возьми машинку». Так же поступайте, если собираетесь что-то взять у малыша из рук, скажите, например, ему: «Дай мячик».

Предречевое развитие ребенка в 8 месяцев

Громко и четко произносит слоги. Активно и самостоятельно повторяет один и тот же слог, например «ма-ма» или «ба-ба». Потом еще какой-либо и т.д. Таким образом, много лепечет, как бы нанизывая слоги один на другой. Лепет напоминает своего рода песню.

К описанным ранее звукам добавляются звукосочетания: «те-те-те», «та-та-та», «тла, дла». Чаще употребляется гласный звук «и». Возникает «о» как самостоятельный звук.

Если вы много разговаривали с ребенком, вступали с ним в перекличку, то ребенок повторяет вслед за вами известные ему слоги.

Малыш не только хорошо понимает интонацию вашей речи, но и сам часто использует интонации в лепете для выражения желания играть, взять его на руки и т. д. Веселое «папа-па» - это, скорее всего, приглашение поиграть, жалобное «ма-ма-ма» может означать просьбу взять его на руки, а пронзительный крик, состоящий из одних гласных, выражает требование не оставлять его одного. Таким образом, за счет интонаций лепет начинает нести не только эмоциональную, но и элементарную смысловую нагрузку.

Какой режим у ребенка в 8 месяцев?

Сон крайне важен для правильного развития. Менее 14 часов в сутки спать малышу нельзя. Если он при внезапном пробуждении снова быстро засыпает, то можете не волноваться, все в норме. Стоит укладывать ребенка каждый день в одно время, выполняя какой-нибудь ритуал. Например, примите ванну или спойте колыбельную. Положите в кроватку с малышом обожаемую им игрушку как сигнал, что пора засыпать.

Маленькие дети, у которых никогда не было проблем со сном, могут в этом возрасте вдруг начать просыпаться среди ночи или испытывать проблемы с засыпанием. Нарушения сна связаны чаще с тем, что именно сейчас ваш ребенок учится сидеть, переворачиваться, ползать, и возможно даже самостоятельно вставать, неудивительно, что он захочет испробовать свои новые навыки и во время сна. Малыш может проснуться ночью, чтобы еще разок попробовать посидеть или постоять.

В полусонном состоянии ребенок садится или встает, а потом не может самостоятельно опуститься и лечь. Разумеется, он окончательно просыпается и начинает плакать и звать маму. Ваша задача - успокоить ребенка и помочь ему лечь.

Полезно знать.

Если ваш ребенок ложится спать после 20.30 и внезапно начинает просыпаться в течение ночи, попробуйте укладывать его на полчаса раньше. Вы, к своему удивлению обнаружите, что ребенок стал спать крепче.

Не обходите своим вниманием ежедневные прогулки. Ребенок должен бывать на свежем воздухе каждый день и как можно больше. Это, как говорится, аксиома, не требующая доказательств. Хотя доказательств - сколько угодно. Специальными наблюдениями, научными экспериментами, да и практикой жизни, установлено, что максимальное пребывание на свежем воздухе закаляет ребенка, повышает его сопротивляемость респираторным инфекциям, благотворно действует на нервную систему - словом, становится универсальным профилактическим, а часто и лечебным средством. Ребенок может и поспать в ней, не согнувшись, как в коляске прогулочной, и посидеть, бодрствуя. Только будьте настороже! Он ведь теперь садится сам, по собственной инициативе, и, разглядывая все вокруг, может заинтересоваться чем-то, лежащим на земле, и, неожиданно перегнувшись, выпасть из коляски. Такие травмы после 7–8 месяцев не редкость.

Полезно знать.

Ваш малыш растет. Прогулка нужна ему не только ради свежего воздуха, но и для новых впечатлений, познания окружающего мира. Погуляйте с ним по парку. Покажите (если есть) пруд с уточками, фонтан, клумбы с яркими цветами. Дайте потрогать ствол дерева, обратите его внимание на играющих старших детей. Пусть светом, красками, теплом входит в него окружающий мир!

Вечернее купание продолжаем ежедневно. Малыш уже уверенно сидит и маленькую ванночку можно заменить на большую взрослую. Можно продолжать использовать детский круг или детский стульчик для ванны. Можно положить резиновый коврик на дно ванны для безопасности и налить немного воды. Малыш может ползать плавать и переворачиваться в большой ванне. Следите за ребенком, чтобы он не захлебнулся и не стукнулся головой о бортики ванны.

Как кормить ребенка в 8 месяцев?

Режим кормлений при грудном вскармливании может поменяться: ребенок, занятый освоением окружающего пространства, днем забывает приложиться к груди, остается 6–8 кормлений. При этом продолжительность и частота ночных кормлений возрастает (до 6 раз).

Во время грудного вскармливания у малыша появляются новые действия: он может начать мять мамину грудь ручками, доставать ее из-под одежды, принимать самые разные позы, не переставая сосать. Такое поведение - возрастная норма. Важно, чтобы действия малыша не доставляли дискомфорта маме.

Малыш может съедать уже довольно большой (до 100 г) объем прикорма. Будет чудесно, если ребенок будет принимать пищу с другими членами семьи.

Рацион питания ребенка в 8 месяцев зависит от многих факторов: на естественном или искусственном вскармливании находится малыш, в каком возрасте начали вводить прикорм, есть ли у крохи склонность к аллергическим реакциям. Одни малыши в 8 месяцев уже имеют довольно разнообразное меню, включающее каши, фрукты, овощи, мясо, яичный желток, кисломолочные продукты и даже выпечку; другие к этому возрасту знакомы, кроме маминого молока, лишь с 2–3 новыми продуктами.

Как кормить ребенка в 8 месяцев на грудном вскармливании?

В это время у вашего малыша пятиразовое питание. Утром и вечером по-прежнему кормите только грудным молоком. Если ребенок просит, продолжайте кормить его ночью. Кроме этого, есть еще три дневных приема пищи, во время которых предлагаем малышу различные прикормы.

Меню на день может быть таким:


  • 10.00 - детская каша (в этом возрасте даем многокомпонентные каши, каши с фруктовыми добавками) - 180 г, фруктовое пюре - 40 г, грудное молоко.

  • 13.30 - мясной бульон или суп-пюре, либо овощное/мясное пюре - 180 г, сухарик, грудное молоко.

  • 18.30 - творожок - 40 г или кисломолочные продукты - 120 г, грудное молоко.

Таким образом, после каждого кормления желательно докармливать малыша грудным молоком.

Это примерное меню и каждый день оно может быть разным. Например, в понедельник даем на завтрак гречневую кашу, во вторник - многозерновую кашку; в обед даем картофельное пюре, на следующий день - сложное овощное пюре, и т.д.

Как кормить ребенка в 8 месяцев на искусственном вскармливании?

При планировании меню 8-ми месячного ребенка нужно быть внимательнее к тому, чтобы малыш получал с питанием все необходимые витамины и микроэлементы. Новинками в питании могут стать рыба, сухарики, мясные пюре.

Примерное меню для ребенка на искусственном вскармливании похоже на вышеуказанный рацион для детей, находящихся на грудном вскармливании.

Утро и вечер - это молочная смесь (до 200 г на одно кормление). В течение дня меню ребенка может быть такое:


  • 10.00 - детская каша (например, овсяная каша с грушей) - 180 г, яблочно-банановое пюре - 40 г, яблочный сок - 40 мл.

  • 13.30 - мясной бульон - 180 г, пюре овощное - 50 г, можно с рыбой или мясом, сухарик.

  • 18.30 - творожок - 40 г, можно кефир - 120 г, пюре из абрикосов с яблоком - 40 г.

Это примерное меню, блюда в нем можно и нужно чередовать.

Обратите внимание, что время кормления в меню указано только ориентировочно. Возможно, у вас с вашим малышом будет другой распорядок питания, удобный и подходящий именно вам. Если вы решили ввести новый прикорм, но ребенок категорически отказывается это есть, отложите новое блюдо на потом. Попробуйте что-то другое или оставьте меню прежним. Часто бывает, что через пару месяцев ребенок уже с удовольствием кушает то, от чего отказывался раньше. Таким образом, решая вопрос о том, как правильно кормить ребенка в 8 месяцев, учитывайте не только рекомендации экспертов, но и ваши с малышом предпочтения.

Какой стул у ребенка в 8 месяцев. Сколько раз он писает.

При мочеиспускании и дефекации ребенок стремится к самостоятельности: любит делать свои дела на полу и трогать затем лужицы и кучки. Так малыш начинает знакомиться с продуктами своей жизнедеятельности, устанавливать связь между своим действием и получившимся продуктом.

Кратность походов в туалет остается прежней.

Как играть с ребенком в 8 месяцев

Развивайте у малыша чувство равновесия. Для этого достаточно взять его на руки и кружить, подвесить под потолок воздушный шарик и поднять, чтоб малыш мог дотянуться до него. Читайте ему книги с красивыми картинками, где он сможет изучать новые предметы, цвета, животных. Можно класть игрушку подальше, чтобы ребенку пришлось больше ползти к ней. Помогайте малышу собирать пирамидки или конструкторы с крупными деталями. Показывайте части тела, проговаривая их названия, просите показать эти части у вас. Это поможет ребенку лучше ориентироваться, и если что-то заболит, он без труда оповестит вас об этом. Показывайте разные цвета и называйте их. Помогите развивать слух и интуицию ребенка - спрячьте погремушку в платок и потрясите ею. Спросите, слышит ли он погремушку, где она. Вы можете развить логику и аккуратность малыша, играя с кубиками и строя из них башенки или складывая их в коробку. Конечно, обязательно при этом нужно говорить с ребенком и объяснять свои действия. Для координации и глазомера катайте друг другу мячики, вращайте их с ребенком, учите его, малыш может бегать за мячиками, ловить их. Вашему крохе обязательно понравятся новые игры. Почаще гуляйте и ведите активный и разнообразный образ жизни. Главное - все время находится рядом с ребенком, чтобы разделить с ним радость от познания мира.

Примеры игр

Психологи в этом возрасте рекомендуют не ограничивать развитие ребенка и предлагать ему помимо игрушек любые бытовые безопасные предметы. Например, на кухне можно развлечь малыша, предложив ему поиграть с посудой, пластиковыми бутылками с крышечками, судочками с крышками разных размеров, крупой, макаронами и прочее. Почаще гуляйте и ведите активный и разнообразный образ жизни. Главное - все время находится рядом с ребенком, чтобы разделить с ним радость от познания мира.

Полезно знать

Помните, что ребенку опасно давать мелкие предметы, потому что он может засунуть их себе в ухо или нос, а также может возникнуть опасность обтурации (закупорки) дыхательных путей. Просто будьте рядом во время подобных игр и принимайте элементарные меры безопасности.

Строим из кубиков.
Возьмите несколько пластмассовых кубиков. Постройте башню, ставя один кубик на другой. Рассыпьте ее и попросите ребенка построить такую же башню, помогайте ему - подавайте кубики. Если нужно, ставьте кубики друг на друга вместе с ним. Называйте цвета кубиков, указывайте их размеры. Игра совершенствует движения рук, развивает зрительный анализатор и цветовое восприятие.

Разрушаем башню.
Постройте «башню» из кубиков и покажите малышу, как толкнуть ее. «Башня» рухнет, а вы сокрушенно прокомментируйте ее падение: «Ох, все обвалилось!» Вскоре ребенок начнет получать удовольствие от сознания, что он такой сильный и может производить такой замечательный эффект.

«Осязательные» картинки.
Сделайте «осязательные» картинки из различных материалов и тканей. Можно взять кусочки плюша, атласа, резинового коврика - все это интересно потрогать и пощупать. Пусть малыш перед сном «почитает» свою осязательную «книжку».

Ведро для игрушек.
В деревянный ящик или яркую коробку сложите игрушки. Положите возле малыша. Сначала ребенок будет только выкладывать игрушки - похвалите его. Покажите пустую коробку. Пусть малыш поиграет игрушками, которые он достал. Называйте предметы, которые он достает. Теперь скажите: «А давай возьмем мячик и положим его на место». Вскоре ребенок научится не только вынимать игрушки из коробки, но и складывать их обратно. Со временем усложняйте игру, сделав в коробке несколько отделений для разных игрушек. Это игра приучает ребенка убирать игрушки по вашей просьбе на место.

Пирамидка.
Разберите пирамидку и наденьте только одно кольцо. Пусть малыш рассмотрит и поиграет ею. Затем возьмите другое колечко, просуньте свой палец в дырочку и покажите ребенку: «Дырочка». Медленно наденьте кольцо на стержень. Повторите несколько раз показывайте дырочку и медленно надевайте кольцо на стержень. Сделайте тоже пальчиком малыша. Теперь спросите его: «Где дырочка?». В процессе игры малыш знакомится с новыми словами, развивает согласованность действий правой и левой руки.

Играем с крупами.
Начать играть в эту игру можно тогда, когда малыш перестал брать в рот все подряд. Малыш сидит за своим столиком. На пластиковую салфетку или поднос положите немного вареного риса (гречки, изюма т.д.). Понаблюдайте, что будет делать ребенок - трогать ручками, пересыпать, выбрасывать или просто класть в ротик. Поставьте рядом пустую мисочку, и положите одно зернышко в нее. Попросите малыша сделать тоже самое. Постепенно он научится перекладывать крупу из одной ручки в другую, складывать их в мисочку. Это игра развивает тактильную чувствительность и согласованность в движении рук.

Рисование фломастером.
В магазине канцелярских товаров купите толстый маркер зеленого, синего, красного или фиолетового цвета. Малыш сидит на полу широко расставив ноги. Положите перед ним чистый лист бумаги большого размера (можно куски обоев). Затем возьмите фломастер и вложите его в правую ручку малыша и проведите прямую линию. Скорее всего, увидев след от фломастера, ребенок попытается схватить его ручкой. Похвалите его, как хорошо и красиво он рисует, называйте цвета, которыми он рисует. Ребенок может быть безразличен к фломастеру одного цвета, и восторгаться следами другого, поэтому экспериментируйте. Это игра совершенствует движения рук, знакомит ребенка с последствиями от его действий.

Из одной в другую.
Дайте малышу большую картонную коробку, в которой лежат небольшие по размеру предметы (безопасные). Теперь, дайте ему пустую коробку, и пусть он перекладывает предметы в нее. Это игра обычно очень увлекает ребенка. Постепенно предметы и коробки уменьшайте в размере. Игра согласовывает движения рук, способствует речевому развитию (развивает моторику).

Игры с телефоном.
Предложите малышу «поговорить» по телефону. Можно дать ему игрушечный аппарат, а лучше - настоящий, отключив его от сети. Ребенок с удовольствием подержит трубку и «поговорит» в нее.

Нужно ли идти в поликлинику в 8 месяцев?

Плановый осмотр педиатра каждый месяц. Измерение роста, взвешивание. Плановая вакцинация не проводится. Анализы не проводятся.

При использовании материалов врача Сумской областной детской больницы - Леонида Ростиславовича Биттерлиха

Ребенок 8 месяцев – это малыш, которому все интересно, который продолжает интенсивно развиваться и совершенствовать свои умения и навыки, как двигательные, так и речевые, слуховые и интеллектуальные. Буквально каждый день ребенок демонстрирует новые достижения, осваивая пространство. В интеллектуальном смысле возраст от одного года до трех считается поистине «золотым», ведь еще в середине прошлого столетия было установлено, что именно в этот период головной мозг активно развивается, следовательно, закладываются и новые знания. Возраст от полугода до года знаменит своими ментальными «прорывами», когда малыш начинает осмысленно произносить слоги, причем не просто на международном младенческом языке лепета, а на том, на котором говорят его родители. Начиная с конца седьмого месяца и далее, важным для ребенка является социально-культурное окружение – родной язык, привычки и культурные традиции.

Также в этом возрасте нужно обучать малыша пользоваться простыми бытовыми предметами, например, расческой, учить более четким и прицельным движениям – надевать кольца на стержень пирамидки, пользоваться маленьким совочком в песочнице и так далее. Ребенок 8 месяцев – это «зеркало» родительского поведения, как впрочем и малыши более взрослого возраста. Восьмимесячный ребенок копирует движения мамы, разговаривающей по телефону, прислоняя погремушку к уху, может имитировать даже тон голоса и интонацию. Также малыш способен различать некоторые предметы и брать их по просьбе родителей (игрушку, книгу), указывать на свой носик, глаза или рот. В этом возрасте продолжается процесс появления первых зубов, признаки которого типичны – припухание десен, их раздражение. Дети реагируют на прорезывание зубов по-разному, кто-то переносит это явление достаточно спокойно, безболезненно, некоторые капризничают, у кого-то повышается температура. В этом вопросе главное – не паниковать, а воспринимать все капризы и недомогания как естественное и преходящее явление, успокаивать малыша с помощью специальных средств для десен (Дентинокс, Бебидент).

Маленький человечек продолжает развиваться и расти, основными показателями роста и веса являются следующие:

  • Увеличение массы тела – до 500 граммов. Общий вес может составлять 5500-6000 граммов.
  • Рост также увеличивается на 15-2 сантиметра и составляет от 65-ти до 70 сантиметров.

У каждого малыша существует свой собственный план развития, заложенный на генетическом природном уровне, если мама и папа не обладают ростом баскетболистов, то, скорее всего, и ребенок 8 месяцев может быть на несколько сантиметров ниже стандартных показателей, однако параметры и нормы могут помочь своевременно выявить недостатки в питании, развитии и подкорректировать их. Кроме того с каждым последующим месяцем рост и увеличения массы тела немного замедляются, наиболее интенсивны в этом смысле первые три-четыре месяца, начиная со дня рождения малыша.

Ребенок 8 месяцев – умения и навыки

  • Лепет постепенно заменяется слогами.
  • Ребенок понимает просьбы и выполняет их, дает ручку, хлопает в ладони, пританцовывает, наклоняет голову.
  • Малыш сильно привязан к маме и начинает понимать, что такое разлука с ней, реагирует плачем на расставание с мамой.
  • Ребенок 8 месяцев понимает, кто входит в круг родных людей, четко дифференцирует чужих и своих.
  • Малыш реагирует на громкие звуки, может вздрагивать и пугаться внезапных звуков.
  • Ребенок может сам вставать в кроватке, может передвигаться по ней и довольно долго стоять, опираясь о стену или спинку кровати.
  • Малыш может сидеть, садится и ложится самостоятельно.
  • Ребенок 8 месяцев испытывает постоянную потребность в ползании, активно перемещается (чаще всего боком) по полу или широкой кровати.
  • Малыш может откусывать и жевать мягкие пищевые продукты.
  • Ребенок 8 месяцев способен жевать и проглатывать сильно измельченную, толченую пищу, переходит с пюре на более твердые продукты.
  • Восьмимесячного малыша можно приучать к горшку, ребенок должен спокойно реагировать на подобные действия.

Как проверять умения и навыки малыша?

  • Если малыш стоит в кроватке, мама может с помощью игрушки, привлекая внимание ребенка, отследить, может ли ее чадо самостоятельно перемещаться вдоль стены или поручней кровати.
  • Если малыш лежит, мама может попросить его сесть, позвать по имени, показать игрушку и так далее. Главное – проверить умение ребенка самостоятельно садиться из положения лежа.
  • Хватательный рефлекс, его силу можно проверить, в шутку отбирая у малыша игрушку. Чем крепче ребенок держит погремушку, тем более развиты у него рефлексы и мышечная сила.
  • Проверка умения дотягиваться до предметов: показать на отдалении игрушку, провоцируя малыша дотянуться до нее.
  • Проверит скорость реакции с помощью игры в прятки. Малыш должен искать взглядом исчезнувший предмет и эмоционально реагировать на его появления.
  • Нужно проверить внимательность малыша с помощью погремушки, которую кладут в карман или под подушку, провоцируя ребенка достать ее.
  • Ребенок 8 месяцев должен уметь управлять обеими руками, проверка- игра «ладушки», игра с двумя предметами, погремушками.
  • Проверка умения произносить слоги проводится совместно со взрослыми, когда мама или папа произносит слог (ма-ма или па-па, да-да, на-на), а малыш их повторяет.
  • Ребенок должен узнавать и показывать знакомые предметы, лица. Умение можно проверить с помощью просьбы «покажи носик», «покажи папу» и так далее.

Ребенок 8 месяцев – режим питания и сна

В этом возрасте ребенок питается только днем, от ночных кормлений его нужно постепенно отучать. В меню вводится более разнообразный прикорм для того, чтобы к годовалому возрасту полностью вытеснить кормление грудным молоком. В качестве добавок можно включать кефир или диетический творожок, так как пищеварительная система ребенка уже готова к подобной пище. Приводим примерный график и рацион питания для восьмимесячного малыша, находящегося на естественном грудном вскармливании:

Если ребенок 8 месяцев получает смеси, то заменить грудное молоко следует именно молочными смесями. Если же есть возможность кормления грудью, то необходимо сохранять его до десятимесячного возраста хотя бы дважды в сутки – раннее утро и поздний вечер. Материнское молоко – это уникальный источник необходимых ребенку антител, формирующих и укрепляющих его иммунитет. Также маленького человечка необходимо приучать пить из чашечки, для этой цели можно приобрести чашку-непроливайку, сделанную специально для непоседливых малышей, способных пролить все, что попадает ему в руки. С помощью «волшебной» чашки малыш постепенно будет отвыкать от бутылочки с соской. Сон восьмимесячного малыша остается таким же продолжительным, как и ранее, порой ребенок может проспать 6-7 часов подряд. Эту способность лучше плавно перевести в ночной режим. Считается нормой, когда малыш спит ночью до десяти часов подряд, а днем спит по 1-2 часа трижды.

Ребенок 8 месяцев – меры предосторожности

Так как малыш в этом возрасте чрезвычайно активен и любопытен, есть риск, что интерес к неизведанным территориям и предметам может привести к травме. Не следует пресекать двигательную деятельность ребенка, главная задача родителей – минимизация рисков и опасностей. Для этого необходимо убрать, спрятать, закрыть все провоцирующие травмы и повреждения предметы:

  • Купите специальные заглушки для розеток и закройте доступ к электротоку.
  • Уберите и закройте в недоступных местах ножницы, иголки, гвозди, карандаши и все острые, колющие, режущие предметы.
  • Если нужно погладить белье, желательно, чтобы малышом занимался кто-то из родственников, членов семьи. Горячий утюг после того, как все выглажено, нужно убирать в недоступное малышу место.
  • Все лекарства, моющие средства должны быть «под замком».
  • Все документы, фотографии, важные и полезные книги, журналы нужно убрать на верхние полки, куда нет доступа ребенку.
  • Если в доме есть ступени, лестница, их следует выстелить мягким покрытием и следить, чтобы ребенок 8 месяцев не забирался самостоятельно на самые высокие ступеньки.
  • На кухне, где готовится пища, кипятится вода, ребенок находиться не должен даже в присутствии мамы. Достаточно буквально секунды, когда маму может какая-то мелочь, чтобы произошла беда.
  • Уберите подальше пояса, косынки, веревки и нитки. Эти вещи не годятся для игр.

Ребенок 8 месяцев – речь и эмоции

Восьмимесячный малыш с удовольствием реагирует на ласковые слова, интересные, новые игрушки и различные игры с родителями – прятки, катание мяча. Кроме того, ребенок начинает активно произносить слоги и даже слова. Замечательный период, когда ребенок произносит впервые слово «мама» или «баба». Папы часто втайне огорчаются, что малыш предпочел обозначить вербально маму, однако причина вовсе не в этом. Ребенку легче выговаривать звонкие согласные, глухие он научится говорить немного позже. Также ребенок 8 месяцев хорошо различает своих, родных людей и чужих, незнакомых. Долгое пребывание в компании маминой подруги, которая зашла проведать семью, может оказаться стрессом для маленького человечка. Ребенок привыкает к незнакомцам медленно, постепенно, не следует ускорять этот процесс, чтобы не спровоцировать негативные эмоции у малыша. Ребенок 8 месяцев знакомится с посторонними людьми очень осторожно, находясь на руках у мамы или папы, на формирование привычки и доверия к новому лицу может уйти порой целая неделя. Также малыш уже умеет выражать свои протесты и негодования мимикой, жестами, звуками и даже словами. Родителям нужно быть готовым к таким эмоциональным проявлениям и не только смеяться над потешным выражением лица своего чада, но и определять, чем именно недоволен ребенок, вполне возможно, что его возмущение имеет объективные причины (переполненный подгузник, остывшая или слишком горяча еда и так далее).

Что умеет малыш в 8 месяцев?

8-й месяц ребенку: Расширяем границы

На этом этапе любознательность малыша практически не имеет границ. Он постоянно занят, и занят очень важным делом: малыш осваивается в этом мире. Чем дальше он уползает, тем ему интереснее. Он изучает все новые и новые территории. Но это касается только знакомых мест, в которых он уже вполне освоился (дом, лужайка возле дома, детская площадка). В незнакомой же обстановке он остается недоверчивым и настороженным и старается держаться возле мамы, чувствуя себя защищенным только рядом с близким человеком.

Физическое развитие и двигательная активность малыша восьми месяцев

Подвижность малыша нарастает. Он уже переворачивается самостоятельно со спины на живот и обратно, садится и довольно долго (до получаса) сидит без опоры на руки, ложится, встает на четвереньки, ползает. Свободно дотягивается до предметов, расположенных не только перед ним, но и сбоку. Если он при этом сидит, то еще может терять равновесие. Лежа на животе, поднимает обе голени и вытянутые в стороны руки (поза «ласточка»), которые стали более ловкими и сильными.

Теперь он ползает даже с зажатой в одной руке игрушкой. Во время ползанья может свободно встать на четвереньки и передвигаться таким образом на довольно большие для него расстояния. Также карапуз способен подтягиваться на ручках и вставать на ножки. Может даже пытаться переставлять ножки, держась руками за опору, а немного пос-тояв, опуститься вниз, продолжая при этом держаться. Если взрослый поддерживает малыша, то он активно «пританцо-вывает», сгибая и выпрямляя ножки.

Ребенок может подолгу самостоятельно играть с игрушками. При этом он пытается изменить их форму и облик — в меру своих возможностей, конечно. Будьте аккуратны: если от игрушки можно отломать какие-то мелкие детали, он обязательно сделает это и потянет их в рот! Довольно часто в игре он повторяет действия взрослых. А непонравившиеся предметы осознанно отбрасывает в сторону.

1. Проведите ревизию в тех местах, где ваш малыш передвигается самостоятельно. Уберите все неустойчивые, бьющиеся и опасные предметы, за которые может ухватиться ребенок в попытке встать: электрические шнуры, торшеры, вазы, подставки под цветочные горшки, статуэтки, стеклянные столы.

2. Из пределов досягаемости ребенка уберите мелкие предметы: ящики с гвоздями, шкатулки с пуговицами, иголками, булавками, баночки с горохом и фасолью.

Нервно-психическое развитие и воспитание ребенка восьми месяцев

В этом возрасте ребенка интересуют мелкие предметы, детали рисунка или вещи. Также ему нравится наблюдать за падающими предметами. Он осознает, что падает предмет только вниз, поэтому и ищет упавший предмет внизу.

Память малыша улучшается. Теперь он способен копировать действия взрослых, подражать услышанным звукам. Особенно тем, которые когда-то вызвали интересную реакцию или смех окружающих. Ему нравится общаться. При этом он тянется ручками навстречу взрослому. С интересом играет в прятки.

На этом этапе ребенок учиться шептать. Его интересует отражение в зеркале. Он откровенно радуется, смеется, гладит и целует его. Он уже знает части лица и может их показать.

Ребенок начинает понимать жесты и слова. В ответ на вопрос «где?» уже находит не один, а несколько предметов. Осознает запрет как в виде слова «нельзя», так и по интонации.

Малышу нравится разбрасывать игрушки, выкладывать содержимое ящиков и коробок. С огромным удовольствием он бросает предметы. Если взрослый возвращает ему игрушки, малыш готов бросать их снова и снова.

Полезные советы для мамы восьмимесячного малыша

1. Давайте малышу игрушки с выступающими частями, за которые можно ухватиться (с ручками, шнурочками, веревочками), разбирающиеся, вкладывающиеся одна в другую.

2. Оборудуйте в нескольких местах (на кухне, в комнате) небольшие уголки с разными игрушками.

3. Занимаясь с малышом, стимулируйте его действовать двумя руками.

4. Дайте ему возможность стучать предметами как по поверхности, так и друг о друга.

5. Обращайте внимание малыша на связи между предметами. Давайте самостоятельно производить действия с ними.

6. Показывайте малышу части лица, давайте потрогать, рассказывайте о них. Побуждайте показывать эти части самостоятельно.

7. Чаще общайтесь совместно с ребенком с другими людьми и детьми, но не переутомляйте малыша.

8. Позволяйте карапузу «разговаривать» по телефону, слушать голос из телефонной трубки.

9. Учите малыша слушать разнообразные звуки. Для этого обращайте его внимание на звуки, которые слышите сами, описывайте их, говорите об их источнике.

ИТОГИ ВОСЬМОГО МЕСЯЦА

Ваш малыш стал очень самостоятельным. Теперь он может сам выбирать то положение, в котором будет играть (лежа, сидя или стоя), передвигаться в интересующих его пределах и брать те предметы, которые ему нравятся. Таким образом, он может довольно продолжительное время играть в одиночестве. А проголодавшись, он способен самостоятельно пожевать печенье и запить его соком из чашки. Если же малышу понадобится что-то еще, он может сообщить вам об этом при помощи жестов и звуков.